99 francs
Франция, 2007 год, 100 мин. Режиссёр: Ян Кунен. В ролях: Жан Дюжарден (Октав Паранго), Фоско Пертини (Джованни Ди Торо), Антуан Баслер (Марк Мароннье), Доминик Беттенфельд (Жан-Кристиан Ганьян), Николя Марье (Альфред Дюлер), Элиза Товати (Тамара), Ваина Джиоканте (Софи), Патрик Мийе (Жан-Франсуа Мароль), Жослен Киврен (Шарль Дагу), Дэн Херцберг (Стив)
Сюжет:
Октав Паранго - сволочь высшего сорта, как он себя сам величает. Креативщик, пичкающий наши мозги бесконечными потоками рекламы, навязчивой, вульгарной, пошлой. Человек, который делает все возможное для увеличения энтропии. Бессовестный, безответственный подлец, но при том бесконечно обаятельный и безумный, который однажды собирается послать ко всем чертям такую жизнь.
***
А теперь от себя:
Фильм, многие фразы и сцены которого трясут мозг, как грушу. И самое удивительное, что ты осознаешь явственно, что из твоего мозга при этой встряске начинают сыпаться плоды. Возможно те же груши.
это фильм для многократного просмотра. Каких мало.
ЙОГУРТОВЫЙ ОДИССЕЙ
Алексей ДУБИНСКИЙ
Восхитительно смешной, замечательно искусный, потрясающе эффектный - новому фильму Яна Кунена "99 франков" превосходных степеней стоит подобрать побольше, ведь фильм о рекламе. О рекламе, а не антирекламная агитка, как бы не старались Кунен, Фредерик Бегбедер, Ален Гольдман и все-все-все. Диагнозируя современное общество как общество энтропии, симулякров, рекламных шаблонов и стереотипов пустоты, фильм не уходит дальше общей критики масс-медиа, навязшей в зубах не меньше, чем критикуемый объект. Ну, потому что нельзя навести осмысленную критику на то, что не имеет смысла. Там, где царствует пустота, истинными ценностями ее не заполнить; из ничего рождается только ничего. Выставляя планете ноль, ты сам превращается в этот ноль.
Чего у Кунена не отнять, так это фантазии. Положа руку на сердце, нет тут ничего из того, что мы уже не видели, но это ничего он взбалтывает с таким нахальством и таким самозабвением, что эффект получается дай боже - сидишь и ржешь все один час и сорок минут, потому что очень, очень, очень смешно. Российским графоманам поучиться, как на такую тему кино снимать. Ретроспективно оценивая те же "20 сигарет" (2007) понимаешь, что применили тот же, что у Бегбедера, приемчик - когда рекламщик, под завязку набитый слогами и тэглайнами, будто проваливается в собственное рекламное пространство. А не получилось ничего, все вышло какое-то уныло-серьезное, серо-претенциозное, с заворотами в возвышенную дидактику, искусственное и перекособоченное.
А вот у французов получается - и очень даже здорово. Они уже сколько времени живут в мире прогнившего капитализма и в курсе, как это - стоять, будто баран, перед полкой с продуктами, раздумывая, какой бы йогурт употребить сегодня вечером. Знают, как копить годами на модную тачку и как раз успеть к моменту, когда она из моды выйдет. Грех рекламы даже не в зомбировании, не в том, что пустые образы заменяют ценное и, дескать, непустое; нет, реклама погружает нас в лабиринты бессмысленных и бесконечных выборов, в это тупое зависание перед полками, в идиотскую потерю времени, когда мы планируем свой быт, кружась меж многочисленных торговых брендов. Мы мечемся, как буридановы ослы, между лучшим и хорошим; или, если верить Бегбедеру и Кунену, между плохим и худшим, потому что йогурты нам впаривают, прямо скажем, дерьмовые. За это все креативщики, конечно, вечно будут гореть в аду.
Но, в общем-то, все это пережевывание прописных максим, пусть смешное и пусть изобретательное, и даром было бы ненужным, не будь в фильме хоть чего-нибудь светлого и чистого. И оно там есть - его зовут Октав Паранго; он, в великолепном исполнении Жана Дюжардена, сволочь, циник, предатель и развратник, он же - самый страдающий и искренний, не потому что откровенен в рассказе о своем цинизме, а потому что сознает, как циничен в этом откровении. Обаятельная гнида - придумка вовсе не нашего столетия, мы веками с упоением о таких читаем, понимая, что Швейки, Бендеры, Арлекины, Одиссеи и Коты в сапогах нам милее сотен тысяч положительных героев. В этом смысле, Бегбедер думал, что пишет исповедь, а на деле удачно выстрелил в традицию. Октав прекрасен не потому, что кающийся креативщик, а потому, что он - Одиссей нашего времени.
суббота, 17 января 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий