Личность : сложность феномена
"Да, великие и таинственные дела творятся вокруг того, что называют " личностью". Все, что можно об этом сказать, всегда на удивление неудовлетворительно и всегда чревато тем , что дискуссия заглохнет в чрезмерной, столь и пустой болтовне. Даже понятие "личность" в обычном словоупотреблении столь расплывчатое и с таким трудом поддающееся определению слово, что едва ли найдутся двое, которые вкладывают в него один и тот же смысл."
К.Г.Юнг
"Обобщая, с одной стороны, гуманитарные, социологические и психологические знания о человеке и, с другой стороны, естественно-научные исследования его природы, мы в конечном счете сталкиваемся с необходимостью обеспечить их взаимную ассимиляцию и синтез. Конечно, этот синтез не может иметь места вне соответствующего концептуального оформления. Если биологическое исследование человека предполагает свое отображение в понятии "организм" и связанных с ним понятиях, то гуманитарное, в том числе и психологическое, познание охватывается прежде всего понятием "личность". Поэтому синтез различных направлений исследования человека и приобретаемые на этих путях знания - это в конечном счете задача отыскания, или построения, "концептуальных мостов" между системой понятий, отображающих естественно-научные аспекты природы индивида, и концептуальной системой личности".[69,с.94-95]
Поэтому, рассмотрев ранее ТИМ как естественно-научный аспект [76], остановимся подробнее на понятии "личность". И здесь мы попадаем в ту же ситуацию, как и с понятием "информация". В многочисленной психологической литературе по этому поводу - разнообразие мнений. Так, например, В.Н.Мясищев ссылается [53,с.198] на работу Г.Оллпорта, написанную тем в 1937 г., где "...автор, приводя 49 эмпирических определений личности, дает пятидесятое...", и тут же критикует это "пятидесятое" определение, обвиняя Оллпорта в эклектике...
Обзоры теоретических положений делались многими учеными, исследовавшими подобное разнообразие мнений. Так, Б.Г.Ананьев отмечал: "Многие исследователи подчеркивают необходимость ограничить и отграничить область психологии личности, поскольку изучение общественных отношений, составляющих ее сущность, входит в непосредственные задачи марксистской социологии. Различие между авторами становится более острым после такого ограничения, так как одни из них понимают область психологии личности лишь как исследования индивидуально-типических особенностей личности (например, К.Н.Корнилов), а другие полагают, что эта область более широка, включая общую теорию психических свойств человека в их связи с психическими солстояниями и процессами (например, Б.М.Теплов), всю совокупность субъективных отношений человека к объективной действительности и самому себе (например, В.Н.Мясищев), основные социально-психологические характеристики личности (например, В.И.Селиванов)." [2,с.60]
А.Г.Асмолов, рассматривая различные теории личности, уделяет большое внимание анализу интеракционистских теорий [6]. Интересны также точка зрения Ю.Б.Гиппенрейтер [17], которая базируется на взглядах А.Н.Леонтьева, и даже точка зрения К.К.Платонова [60,61] (не пользующаяся в последнее время популярностью у большинства психологов).
Однако, для нашего исследования наибольший интерес все-таки представляет мысль А.Г.Асмолова: "...в схеме системной детерминации развития личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. За каждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесенные между собой области изучения личности." [6,с.398]
При этом необходимо отметить характерное для отечественной психологии разведение понятий "индивид" и "личность", которое, по словам А.Г.Асмолова , "...признается практически во всех общепсихологических направлениях, каких бы разных интерпретаций этих понятий их представители не придерживались (Б.Г.Ананьев, Б.В.Зейгарник, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Е.В.Шорохова, Ш.А.Надирашвили). И это неудивительно, так как без данного разведения вряд ли возможно отразить многокачественность человека в разных системах и подойти к выявлению системной детерминации развития личности в обществе." [6,с.369] Т.е. в дальнейших наших рассуждениях мы будем учитывать широко известную и широко цитируемую мысль А.Н.Леонтьева: "Личность 1 индивид..."[6,с.365].
В то же время мы постараемся уйти и от чрезмерного "...этического, морального измерения сугубо психологической проблематики..." [57,с.510], свойственного в этом вопросе отечественной психологии.
пятница, 12 июня 2009 г.
Каждый человек особенный!!
Один очень известный психолог начал свой семинар
по психологии, подняв вверх 500-рублевую купюру. В зале собралось
около 200 человек. Психолог спросил, кто хочет получить купюру.
Все, как по команде, подняли руки. Прежде чем один из вас получит
эту купюру, я кое-что с ней сделаю,- продолжил психолог. Он
скомкал купюру и затем спросил, хочет ли кто-нибудь все еще ее
получить. И опять все подняли руки.Тогда, - ответил он, - я делаю
следующее, и, бросив купюру на пол, слегка повозил ее ботинком
по грязному полу. Затем он поднял купюру, купюра была мятая и
грязная. "Ну кому из вас она нужна в таком виде?" И все опять
подняли руки. Дорогие друзья, - сказал психолог, - только что
вы получили ценный наглядный урок. Несмотря на все то, что я
проделал с купюрой, вы все хотели ее получить, так как она не
потеряла своей ценнности. Она все еще купюра достоинством в 500
рублей. В нашей жизни часто случается, что мы оказываемся
выброшенными из седла, растоптанными, лежащими на полу или в полном
дерьме. Это реалии нашей жизни. В таких стуациях мы чувствуем себя
никчемными. Но неважно, что случилось или случится, ТЫ НИКОГДА
не потеряешь своей ценности. Грязная или чистая, помятая или
отутюженная ТЫ всегда будешь бесценен для всех тех, кто тебя любит.
Наша ценность определяется не тем, что мы делаем или с кем мы знакомы,
а тем КТО ТЫ....
ТЫ ОСОБЕННЫЙ И НЕ ЗАБЫВАЙ ЭТО НИКОГДА!
по психологии, подняв вверх 500-рублевую купюру. В зале собралось
около 200 человек. Психолог спросил, кто хочет получить купюру.
Все, как по команде, подняли руки. Прежде чем один из вас получит
эту купюру, я кое-что с ней сделаю,- продолжил психолог. Он
скомкал купюру и затем спросил, хочет ли кто-нибудь все еще ее
получить. И опять все подняли руки.Тогда, - ответил он, - я делаю
следующее, и, бросив купюру на пол, слегка повозил ее ботинком
по грязному полу. Затем он поднял купюру, купюра была мятая и
грязная. "Ну кому из вас она нужна в таком виде?" И все опять
подняли руки. Дорогие друзья, - сказал психолог, - только что
вы получили ценный наглядный урок. Несмотря на все то, что я
проделал с купюрой, вы все хотели ее получить, так как она не
потеряла своей ценнности. Она все еще купюра достоинством в 500
рублей. В нашей жизни часто случается, что мы оказываемся
выброшенными из седла, растоптанными, лежащими на полу или в полном
дерьме. Это реалии нашей жизни. В таких стуациях мы чувствуем себя
никчемными. Но неважно, что случилось или случится, ТЫ НИКОГДА
не потеряешь своей ценности. Грязная или чистая, помятая или
отутюженная ТЫ всегда будешь бесценен для всех тех, кто тебя любит.
Наша ценность определяется не тем, что мы делаем или с кем мы знакомы,
а тем КТО ТЫ....
ТЫ ОСОБЕННЫЙ И НЕ ЗАБЫВАЙ ЭТО НИКОГДА!
Подписаться на:
Сообщения (Atom)