суббота, 27 июня 2009 г.

разные мысли об этике старого и нового русского бизнеса. часть 1

Недавно, по просьбе приятельницы, завернула на сайты с советами по организации какого-нибудь небольшого дела. Практически все в один голос рекомендуют начинать с перестройки собственной психологии. Что ж, с этим я спорить не буду. На одном сайте задержалась взглядом на разделе психология бизнеса. Пока мне попадались сентенции типа
1)"...большинство людей не хотят успеха по одной простой причине: для того, чтобы добиться успеха - нужно что-то делать. Нужно что-то менять в своей жизни. А большинству людей делать этого ой как не хочется..."
или
2)"Если вы считаете, что вас окружают грубые и неблагодарные люди, то ваше подсознание будет привлекать в вашу жизнь именно таких людей. Но стоит на протяжении всего нескольких дней проникнуться идеей того, что вокруг полно искренних и доброжелательных людей, как вы станете встречать их по всюду, а все невежи просто исчезнут из вашей жизни."
я соглашалась. Но вот следующие разглагольствования на тему как мы мешаем своему успеху заставили меня возмутиться
3)"Когда я захожу в супермаркет, я с грустью наблюдаю, как кассиры монотонно подносят сотни продуктов к устройству, считывающему штрих-коды. И так же монотонно складывают их в пакеты, озвучивая окончательную сумму. А ведь большинство из этих кассиров окончили школу, многие из этих кассиров учились в вузах - и вот теперь они выполняют рутинную работу, которую под силу выполнить обезьяне или металлическому роботу. В своей жизни они не видят ничего кроме продуктов, покупаемых другими людьми. И так день за днём, год за годом. Вся жизнь этих людей состоит из перекладывания чужих продуктов и пересчёта чужих денег. Такая жизнь (если данное существование можно назвать жизнью) - удел всех наёмных работников."
4)"владелец бизнеса в любой момент может передать дела своему заместителю или управляющему и улететь в путешествие или на отдых. Чего не может сделать простой работяга. Бизнесмен в любой момент может купить любую понравившуюся вещь. Простой работник - никогда. Дети бизнесмена не будут знать отказа ни в чём и вырастут полноценными и успешными людьми. Дети рядового работника постоянно испытывают трудности и лишения, а образ жизни родителей закрывает им путь к жизненному успеху."
Лентяями, бесполезными пустыми потребителями вырастут дети бизнесмена с такой психологией. Что мы, впрочем и наблюдаем в среде детей нашей "бизнес-элиты"....И взгляните ещё на пару псевдоироничных советов, котрыми бросается автор
5)"Вспомните круг людей, с которыми Вы ежедневно общаетесь. Коллеги по работе, родственники, знакомые. Как много среди них богатых людей? Ни одного? Продолжайте общаться с ними дальше, чтобы всегда быть бедным. Разговаривайте с ними на излюбленные ими темы, о том, что жизнь трудна, что денег не хватает, что в правительстве взяточники и казнокрады и о тому подобной чепухе. А общения с богатыми людьми - избегайте! Вам не о чем с ними говорить."
6)"Только бедный человек экономит на мелочах и всё делает сам, вместо того, чтобы нанять электрика, ремонтника или домохозяйку. У богатого человека другой уровень потребностей, в который, кстати, входят расходы на обслуживающий персонал. У бизнесмена и домохозяйки рабочий час оплачивается по-разному. Если Вы сами себе стираете бельё - то Вы продаёте своё время по расценкам домохозяйки. Богатый человек ценит своё время и не тратит его на выполнение рутины, которую способен выполнить неквалифицированный работник. Вы хотите возразить, что у Вас нет денег на домработницу? Так найдите их, заработайте! Пусть наличие домработницы войдёт в число Ваших базовых потребностей."
Мне активно не симпатична личность, которая вырисовывается в результате следования таким, с позволения сказать, советам. Этакий самодовольный хохяйчик, презирающий трудящихся на него людей...По моему, именно такие типы изуродовали лицо нашего теперешнего бизнеса...А ведь человеческое лицо у русского бизнеса было! Я интересуюсь историей, особенно историей нашей страны, и могу с уверенностью это утверждать. К сожалению, в результате революционного переворота, мы потеряли то, что когда-то имели. Но теперь то мы можем и, мне кажется, должны восстановить! Принципы жизни, ведения дела у русских купцов и промышленников заслуживают гораздо более пристального внимания, чем пресловутые американские. Судите сами. К 18 веку в купеческой среде сформировался устойчивый образ "идеального купца". И это отнюдь не внушаемый в советское время эксплуататор-самодур. В качестве непременного результата его деятельности должно было быть не только личное обогащение, но и общественная польза. Например, в записке "О российской торговле", адресованной в 1798 г. президенту Коммерц-коллегии, истинным купечеством признаётся только такое, которое, "обогащаясь, богатило государство". Остальные лишь "барышники, которые хотя часто обогащаются, но государственной пользы от их обогащения не происходит".
А теперь перечислю некоторые знания и умения, которыми должен был обладать купец по версии авторов ряда купеческих наставлений 18 века:
-знание товаров, искусство торговли и навыка купеческой бухгалтерии.
- знания арифметики, каллиграфии, нумизматики, мер и весов, коммерческой географии, торгового права, коммерческого языка, клеймения товаров, купеческой тайнописи, европейских языков.
-"полезные вспомогательные науки", как то: коммерческая политика, история коммерции, геральдика, естественная история.
-для расширения общего кругозора и развития эрудиции купцам рекомендовались "частое разсуждение" о купеческих делах, путешествия в чужие края, чтение газет и "ведомостей публичных"
-заботиться не только о своих собственных выгодах, но быть и гражданином и человеком. Ведь в руках купца лежит судьба многих и на него со временем неизбежно лягут "многия служебные обязанности, на которые он должен смотреть не как человек посторонний, а как исполнитель и как доверенный общества".
В купеческой среде получило распространение мнение, что Бог дал богатство в пользование и потребует по нему отчета. Предприниматель воспринимал себя как "Божьего доверенного по управлению собственностью". Конечно, купечество не было однородным и идеализировать всех не следует. Но процент тех, кто отвечал этому принципу был невероятно велик. Поэтому практически в каждом старом российском городе или селе до сих пор используются больницы, театры, странноприимные дома, библиотеки, музеи, галереи и церкви, построенные по инициативе и на средства купцов и промышленников. Между прочим, в среде дворян и помещиков таких деятелей практически не наблюдалось. Естественно, среди купцов были и обманщики-мошенники. Но вот интересная деталь. И сегодня все понимают ярко негативный смысл распространённого выражения стереть в порошок А ведь это факт из купеческого делопроизводства:
имена должников и суммы долга купцы обычно записывали мелом на притолоке, а если по истечении оговоренного срока должник не объявлялся, то. долг прощали (...яко же и мы оставляем должникам нашим...), а надпись "стирали в порошок". Но таким образом в меловой порошок стирались и деловая репутация не возвратившего долг и его репутация в обществе. Ни один купец в России больше не имел дела с тем, кого стёрли. Быть "стертым" очень боялись. И ещё замечу. Из многих, например литературных, источников известно понятие "купеческого слова". Его знали даже за границей и устный сговор с русским купцом был надёжнее письменного договора со своим соотечественником (продолжение следует. .)

Хорошие книги для школьников.

В последнее время я очень часто слышу жалобы многих родителей на плохие школьные учебники, по которым невозможно разобраться в предметах. О подготовке к ЕГЭ ("Единому Горю Эпохи" или "экзамену на три буквы" - это уж кому что больше нравится) лучше пока промолчать: тут и у меня уже нет ни слов, ни выражений, предлоги - и те на исходе...
Но всё же хорошие книги для школьников существуют! Их можно купить, и несмотря ни на что, всё-таки получить знания. Я привожу здесь список книг по математике и физике со своими комментариями, если кто-то составит аналогичный список книг по другим предметам, то мы можем их объединить или просто поместить ссылки друг на друга в своих блогах.
Итак, для тех, кто всё-таки считает нужным дать детям образование на уровне существено выше забугорного плинтуса, "наш ответ Чемберлену":
Математика
Гейдман, Ивакина, Мишарина "Математика" учебники для 1, 2, 3 и 4 классов
Существуют также дополнительные материалы: рабочие тетради, пособия для учителей и т.п.
Автор работает в Московской гимназии на Юго-Западе (№1543) Ул. 26 Бакинских комиссаров д.3 корп.5 433-1644 http://www.1543.ru/
Я со своим ребёнком занималась по одному из первых изданий (программа 1-3), последующие издания перерабатывались, менялись соавторы.
На мой взгляд, эти учебники - лучшие из когда-либо написанных для младших школьников. Очень разумно составлена программа, прослеживается чёткая логика. Учебники разбиты на уроки, т.е никакого дополнительного планирования не требуется - всё уже сделано на профессиональном уровне. Последняя задача в каждом уроке - на сообразительность. Ну и, наконец, занимательный стиль учебников: в задачах фигурируют персонажи любимых детских книжек и мультфильмов; согласитесь, что не очень-то весело решать задачу, про то, как кто-то там что-то собрал со своего огорода, но если выясняется, что этот огород принадлежит коту Матроскину, - то это же совсем другое дело!
Никольский С. М. Потапов, Решетников, Шевкин "Математика" (учебники для 5-го и 6-го классов) "Просвещение"
Никольский С. М. Потапов, Решетников, Шевкин "Алгебра". (учебники для 7, 8, 9 и 10-го классов) "Просвещение"
Никольский С. М. Потапов, Решетников, Шевкин "Алгебра и начала анализа". 11 класс "Просвещение"
Это учебники серии "МГУ - школе". Очень чётко и достаточно подробно изложен материал. Много дополнительных глав. Подробнее - на сайте одного из авторов: http://www.shevkin.ru/?action=Page&ID=15
Киселёв "Геометрия". (7 - 9 и 10 - 11 классы) "Дрофа"
Эти учебники в рекламе не нуждаются; добротно изложенный, вспоминаемый с благодарностью несколькими поколениями, курс.
Шарыгин И. Ф. (7 - 9 и 10 - 11 классы) "Дрофа"
Сильные, хорошо написанные учебники. Есть материалы, которых нет в других учебниках. Попадаются задачи, предлагавшиеся когда-то на школьных и городских олимпиадах.
У этого же автора имеется несколько сборников задач, а также занимательные книги по математике для младших школьников (см. ниже)
Шарыгин И. Ф. "Геометрия. Планиметрия" 9-11 класссы "Дрофа" Задачники "Дрофы"
Шарыгин И. Ф. "Геометрия. Стереометрия." 10-11 классы "Дрофа" Задачники "Дрофы"
Шарыгин И. Ф. "Сборник задач по математике с решениями." (10 и 11-й классы) "АСТ"
И. Ф. Шарыгин "2200 задач по геометрии для школьников и поступающих в вузы"
И. Ф. Шарыгин, Р. К. Гордин "Сборник задач по геометрии. 5000 задач с ответами"
И. Ф. Шарыгин "Математика. Для поступающих в вузы" "Дрофа" "В помощь абитуриенту" 
И. М. Гельфанд, С.М. Львовский, А.Л. Тоом "Тригонометрия" "МЦНМО"
Нестандартный подход к предмету, много примеров. Книжка даёт хорошее понимание многих тригонометрических приёмов. Имеется на Интернете: http://ilib.mirror1.mccme.ru/pdf/tr.htm
Олехник С. Н., Потапов М. К., Пасиченко П. И. "Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. Справочник" Изд-во Московского университета.
Справочник посвящен задачам, которые для школьников считаются задачами повышенной трудности, требующим нестандартных методов решений. Приводятся методы решений уравнений и неравенств, основанные на геометрических соображениях, свойствах функций (монотонности, ограниченности, четности), применении производной. Книга ставит своей целью познакомить школьников с различными, основанными на материале программы общеобразовательной средней школы, методами решения, казалось бы трудных задач, проиллюстрировать широкие возможности использования хорошо усвоенных школьных знаний и привить читателю навыки употребления нестандартных методов рассуждений при решении задач. (Аннотация скопирована отсюда: http://litagents.ru/naukatehnika/9935-uravnenija-i-neravenstva.-nestandartnye-metody.html )
В.Л. Натяганов, Л.М. Лужина "Методы решения задач с параметрами" Изд-во Московского университета.
Задачи с параметрами традиционно наводят ужас на абитуриентов, но если очень вдумчиво прочитать эту книжку, то появляется шанс справиться с "кошмарными и ужасными" задачами.
Физика
Пёрышкин, Гутник "Физика" ( 7, 8, 9, 10, 11 классы) "Дрофа"
Это, конечно, наиболее слабые из хороших учебников, но для начала ( 7, 8 классы) - сойдёт.
Пёрышкин "Сборник задач по физике" (7-9 классы) "Дрофа"
Несмотря на большое количество опечаток, это неплохой сборник для начального курса физики.
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н "Физика". ( 10 и 11 классы) "Просвещение"
Кабардин, Орлов и др. Под редакцией Пинского "Физика". 10, 11 классы (для школ с углублённым изучением физики) "Просвещение"
И. К. Кикоин, А. К. Кикоин "Физика" ( Учебник для 10 и 11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета)
Эти учебники намного сильнее и подробнее.
Ю. Г. Павленко "Начала физики"
Учебник написан на основе лекций, прочитанных автором В СУНЦ МГУ. В книге разобрано большое количество нестандартных задач. Очень хороший сильный курс.
Задачники по физике:
Рымкевич А. П. "Физика". 9-11 классы "Дрофа" Задачники "Дрофы"
Стандартный школьный задачник.
Г. А. Бендриков, Б. Б. Буховцев, В. В. Керженцев, Г. Я. Мякишев. "Физика. Сборник задач (с решениями)" "Оникс 21 век : Альянс-В" 2002 Поступающим в вузы
Гольдфарб "Физика. Сборник задач" "Дрофа"
Баканина, Белонучкин, Козел "Физика. Сборник задач" "Вербум - М"
Хорошие задачники по школьному курсу физики.
Для поступающих в ВУЗы выпущено очень много книг, многие из которых были несколько раз переизданы, появлялись в новых компоновках и под другими названиями. Поэтому, я приведу только фамилии авторов:
Мякишев Г.Я.
Буховцев Б.Б.
Ю. Г. Павленко
Т. И.Трофимова
Яворский Б.М.
Селезнев Ю.А.
Ну и наконец,
Дополнительные занимательные книжки:
Шарыгин И. Ф. "Первые шаги в геометрии" "Классикс Стиль"
Книжка расчитана школьников младших классов (2-4) 
Шарыгин И. Ф. (Худож. П. И. Шевелев) "Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы" "Дрофа" Серия "Познавательно! Занимательно!"
Эта книжка для ребят 3-5 классов. Написана очень остроумно. (Честно говоря, я сама пролистала её с большим удовольствием).
Шарыгин И. Ф. Ерганжиева "Наглядная геометрия. 5 - 6 классы" "Дрофа"
Название говорит само за себя. Многие непростые вещи действительно становятся доступными.
И. Н. Сергеев, С. Н. Олехник, С. Б. Гашков "Примени математику" "Наука"
Сергей Бобров "Волшебный двурог" 2006 "МЦНМО"
Книга написана для старшеклассников. Рекомендуются также другие книги того же автора (если их, конечно, переиздадут).
Все книги Я.И. Перельмана и Б.Г. Кордемского, а также книги Сэма Лойда, Мартина Гарднера и др.
А.К. Звонкин "Малыши и математика" "МЦНМО"
Автор этой книги - профессиональный математик - рассказывает о своём опыте занятий математикой с дошкольниками. Жанр книги смешанный: дневниковые записи перемежаются рассуждениями о математике или о психологии, наблюдения за детьми и за их реакцией на происходящее служат источником для новых задач, а те в свою очередь позволяют углубить и развить как бы намеченные пунктиром идеи.
Книга будет интересна родителям дошкольников (а также их бабушкам и дедушкам), воспитателям детских садов, учителям начальных классов, и вообще всем тем, кого интересует процесс развития детского интеллекта.
Аннотация скопирована отсюда: http://ilib.mirror1.mccme.ru/pdf/zvonkin.htm
На этой странице - первые 70 страниц книги, а здесь http://www.mccme.ru/free-books/zvonkine/zvonkine.html - полностью, но более ранний вариант.
На странице http://www.mccme.ru/ - МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ имеется Интернет- библиотека, материалы лекций на Малом МехМате, ссылка на архив журнала "Квант" и многое другое.
Приведённый список, разумеется, не является полным, со временем в нём будут появлятся добавления. Хороших книжек, к счастью, много!