понедельник, 22 июня 2009 г.

Дежавюdj vu

Дежавю (фр. déjà vu - уже виденное) - психологическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, однако это чувство не связывается с определённым моментом прошлого, а относится к "прошлому вообще".Термин впервые использован французским психологом Эмилем Буараком (1851-1917) в книге L'Avenir des sciences psychiques (Психология будущего).Аналогичные явления - déjà vécu ("уже пережитое"), déjà entendu ("уже слышанное").Противоположный термин жамевю (jamais vu) - никогда не виденное. Состояние, когда человек в привычной обстановке чувствует, что он здесь никогда не был.
Проявления дежавю и причины феномена
Состояние дежавю подобно повторному перечитыванию давно прочтенной книги или просмотру фильма, который вы раньше смотрели, но уже совершенно забыли о чем они, вы не можете вспомнить, что произойдет в следующее мгновение, но по ходу событий понимаете, что в деталях видели это раньше и именно эти слова были произнесены. Дежавю может проявляться мгновенно или последовательно несколькими всплесками в течение нескольких минут в качестве реакции на несколько последовательных событий. Вся сила переживания дежавю состоит в ощущении, словно были сотни вариантов, как мог пройти этот момент, но вы как будто предпочли все предшествующие действия (правильные или неправильные для вас), в результате которых вам было "предначертано" оказаться именно в этой ситуации и этом месте.
Впечатление от дежавю может быть таким сильным, что воспоминания о нём могут сохраниться на годы. Однако, как правило, человеку не удается восстановить в памяти никаких подробностей о тех событиях, о которых, как ему кажется, он помнил, когда испытывал дежавю.
Состояние дежавю сопровождается деперсонализацией: реальность становится расплывчатой и неясной. Пользуясь терминологией Фрейда, можно сказать, что наступает "дереализация" личности - как бы отрицание её реальности. Бергсон определял дежавю как "воспоминание о настоящем": он считал, что восприятие реальности в этот момент внезапно раздваивается и отчасти как бы переносится в прошлое.Дежавю достаточно распространённое явление, исследования показывают, что до 97 % здоровых людей испытывали это состояние по крайней мере один раз в жизни, а больные эпилепсией значительно чаще[2]. Однако его не удаётся вызвать искусственно и каждый конкретный человек его испытывает редко. По этой причине научные исследования дежавю затруднены.Причины явления точно не установлены, считается, что оно может быть вызвано взаимодействием процессов в областях мозга, отвечающих за память и восприятие. Существует гипотеза, что при возникновении дополнительных нейронных связей воспринимаемая информация может поступать в область памяти раньше, чем в аппарат первичного анализа. Поэтому мозг, сравнивая ситуацию с её копией, уже поступившей в память, приходит к выводу, что это уже было.В настоящее время разумным можно считать предположение, что эффект дежавю может быть вызван предварительной подсознательной обработкой информации, например, во сне. В тех случаях, когда человек встречает в реальности ситуацию, предварительно уже "обдуманную и проигранную подсознанием" во сне, и удачно смоделированную мозгом, достаточно близкую к реальному событию, и возникает дежавю[источник не указан 23 дня]. Такое объяснение хорошо подтверждается высокой частотой появления дежавю у здоровых людей. В то же время, психиатры классифицируют дежавю как психическое расстройство, если оно проявляется чрезмерно часто[3].[править]Дежавю в киноВ фильме "Матрица" главный герой Нео видит, как чёрный кот проходит рядом два раза подряд. Нео говорит "дежавю" сам себе, чем обращает на себя внимание всех остальных. Тринити объясняет Нео, что дежавю - это сбой Матрицы. Он происходит, когда те, кто ей управляют, хотят что-то изменить в создаваемой Матрицей виртуальной реальности. В фильме это появление кошки, которая пробежала в одном и том же месте 2 раза совершенно одинаково. Но на самом деле ситуация, показанная в фильме, - не дежавю в привычном понимании, так как Нео точно знает, что ситуация повторилась, и помнит, когда именно такие же события происходили в первый раз.В новелле "Наваждение" из фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" главный герой, вновь попав в дом к девушке Лиде, начинает испытывать чувство "дежавю" от запаха цветов или боя часов, однако в отличие от ситуаций, когда это чувство ложно, Шурик действительно был в этой комнате, хоть этого совершенно не помнит.В фильме "Дежа вю" описывается фантастичная ситуация, в которой главный герой отправляется в прошлое для предотвращения теракта (взрыва парома). По ходу действия перед этим он обнаруживает послания от себя самого на автоответчике, магнитной доске... Для того, чтобы остановить неминуемое, он вынужден пожертвовать своей жизнью. Однако в то же самое время, теперь уже для расследования факта взрыва одного из автомобилей на пароме, появляется его двойник - герой, живущий в сложившемся в результате возвращения в прошлое параллельном измерении. Таким образом, авторами фильма изложена версия существования и взаимодействия параллельных миров, при которых последнее и рождает Дежа вю.Карл Густав Юнг был убежден в том, что живет параллельной жизнью в XVIII веке. Однажды его поразила зарисовка, на которой был изображен доктор Стакльбергер: его ботинки Юнг тут же признал своими.В сериале "Остаться в живых" Дезмонд Хьюм испытывает дежавю в 8 серии третьего сезона "Вспышки перед глазами". Герой угадывает события, происходящие для него "второй раз".В фильме Бойцовский клуб по словам рассказчика он "...жил в состоянии постоянного дежавю. Куда бы я не ездил, я чувствовал что там уже бывал..." после того как Тайлер Дёрден изчез на время из его жизни и рассказчик стал его искать по билетам самолётов, которые Тайлер оставил в тумбочке одной из комнат дома. По сюжету фильма рассказчик и Тайлер - один человек, страдающий раздвоением личности, но этого не замечающий.В фильме "Назад в будущее 2" главный герой Марти Макфлай испытывает дежа вю, когда снова возвращается в 1985 год. Но там описана фантастическая ситуация.В сериале "Fringe" в конце первого сезона(18 серия) Оливия испытывает нечто подобное дежавю. Уолтер объясняет дежавю как окно в другую реальность, которая существует при другой совокупности выборов.

Базовые перинатальные матрицы (с)

Первая перинатальная матрица: "Матрица любви". Включает в себя весь период вынашивания. Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его возможности, способность к адаптации. Она влияет на формирование доверия или недоверия человека к миру: "Мир меня любит и принимает" либо "Я здесь чужой".
Вторая перинатальная матрица: "Матрица жертвы". Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки. На этой стадии маточные схватки затрагивают плод, но шейка матки еще закрыта, и пути наружу нет. Вторая матрица формирует наши реакции на жизненные обстоятельства. Здесь позиция силы активная, а собственная позиция - пассивная, т.к. с ней ничего нельзя сделать, только воспринимать и терпеть. Этот опыт дает впоследствии выносливость, терпеливость, умение общаться с превосходящей силой, безответственно не убегая. В БПМ2 может закладывается и негативная программа: "Возможно, жизнь - это безвыходное страдание".
Третья перинатальная матрица: "Матрица борьбы". Шейка матки уже широко открыта, и постепенно начинается трудный и сложный процесс проталкивания плода через родовой канал. Для ребенка это означает серьезнейшую борьбу за выживание с сокрушающим механическим давлением и нередко с удушьем. В третьей матрице, ребенок знакомится с собственной силой. На данном этапе происходит своеобразное умирание в качестве плода и рождение в качестве младенца. Этот процесс умирания в одном качестве и рождения в другом сопровождает человека всю его жизнь. Будет ли он с легкостью браться за новое дело, или любое начинание выльется для него в колоссальный стресс. У ребенка могут закладываться следующие негативные программы: "Чтобы достигать чего-то важного в своей жизни, нужно испытывать боль". "Чтобы достигать важных целей в своей жизни, нужно себе в чем-то отказывать". "Чтобы достигать особенно важных целей в своей жизни, нужно причинять боль другим людям, особенно самым близким".
Четвёртая перинатальная матрица: "Матрица свободы". Начинается с момента рождения и завершается в период семи дней после рождения, либо в первый месяц, или в течение всей жизни. Если в родах нет патологии, ребенок рождается в воду, и его принимают любящие руки отца, если ему не перерезают пуповину, а дают ей закончить пульсацию и пересохнуть, его сразу кладут на грудь матери, и если все-все члены семьи его ждали, то в четвертой матрице реализуется метафора возвращения в рай.
Если обобщить, то в эти четыре этапа входит колоссальный опыт: в процессе вынашивания и рождения ребенок не просто пассивно существует, он обучается и делает глобальные выводы о себе, о мире, о людях вокруг. И, по опыту перинатальных психологов, эти выводы влияют на нас гораздо сильнее, чем мы можем себе представить. Весь этот значительный пласт опыта, несмотря на то, что у 98% людей он находится глубоко в подсознании, тем не менее, является самым первым полученным жизненным опытом, и наше сознание приняло его как безусловную данность.
Другими словами - позитивные или негативные программы, появившиеся в перинатальный период, являются для нас теми столпами, на которых держится вся Картина мира. Следовательно, интеграция опыта рождения, или перезаписывание опыта, является одной из самых глубинных проработок наших тела, разума и души, которую нам может предложить современная психология.