среда, 22 июля 2009 г.

Here I am

Hello, puddn's!

Я, ождаемо, в Лондоне. Я, ожидаемо, прусь.

Город совсем не изменился - разве что афиш "The Dark Knight" больше нет ни на двухэтажных автобусах, ни на огромном IMAX, что возле Waterloo bridge - мне не хватает прошлогоднего a lil' bit траурного coming soon, загорающегося где-то в подкорковых структурах при виде семиэтажного Джокера, знаете ли.

Больше изменений нет - Pret-a-manger и Starbucks попрежнему являются цитаделями вселенского добра и блага, маскирующихся под сэндвичи; Питер Пен и Нелей в Hyde Park смиренно радуют туристов; монумент в Кенсинтгтонских садах сияет даже в дождь, а в местном Louis Vuitton по-прежнему покупают что-то лишь китайцы и арабы. В St.James Park все такие же наглые белки, жирные цесарки и белые пеликаны. Над Westminister по-прежнему низко летают самолёты.

 

Мне хорошо. Я продолжаю начатое, новые впечатления имеют под собой добротный прошлогодний фундамент - представь - словно, оправившись от долгой глазной болезни, ты достаёшь из шкафа вязание, шарф для любимого человека, и продолжаешь его - теми же нитками, теми же спицами, теми же руками.

 

Мне "вяжется" радостнее и легче - теперь я живу в центре, на ближнем к Regent's Park конце Totenhem Court Road, на Maple st. В прошлый раз, как вы помните, я загремела на юг, в "чёрный" квартал, там было плохо. Здесь - хорошо.

 

В Лондоне все тоже носятся с "Сумерками" - густобровые и не очень мальчики поголовно косят под Седрика Диггори Эдварда Каллена - ходят лохматые, в чёрном и до полуночи не снимают солнцезащтные wayfarer'ы. КПД у подобного баловства высокий - одновременно на каждом висит по три-четыре студентки разных национальностей.

В витрине  ближайшего к резиденции салона Volvo  стоит узнаваемый серебристый кабриолет, особо сознательные около него фотографируются, я своими глазами видела.

 

40% бодроствования я уделяю National Gallery, у меня там лекции - вчера был ранний Ренессанс, сегодня - Северный.Ван дер Вейган вживую действительно завораживает, хоть в чём-то мама-искусствовед оказалась заочно права. Босх не торкает совершенно.

Чувствую себя абсолютно на своём месте, Выготского (классик отечественной психологии) в сумку для "почитать в парке" убираю с колоссальным усилием воли, Ренессанс же!

 

Купила первый номер "Gotham city Sirens" - Ivy, Kitty и Harly (два восторженных визга и писк)  ожидаемо жгут.

Вообще, здесь есть мокко с белым шоколадом, магазины комиксов с первыми выпусками обожаемого Elfquest, неплохие демократичные донельзя сушатни, и Phantom of the Opera в Her Majesty's Theatre (иду в понедельник, середина первого ряда Royal Circle, уиииииии!).

Я хочу здесь жить.
Надеюсь, что у вас все тоже хорошо.

Пришло в рассылках.

http://subscribe.ru/digest/woman/psychology/n116186511.html
Семинар в христианском культурно-просветительском центре "АГОРА", Санкт-Петербург
Священник Игорь Поляков - Сегодня у нас тема - нужна ли христианину психология? И если продолжить этот вопрос дальше, расширить его содержание - нужна ли для оптимизации, для улучшения, религиозной жизни психология?
Итак, надо вспомнить, что такое вера и религиозная жизнь. Религия, традиционное определение и понимание, это связь человека с Богом, и переживание этой связи, наполнение своей жизни этой связью, общением с Богом. И вот возникает интересный вопрос - как это осуществляется, как идет этот процесс. Ведь у каждого человека свое представление, свое понимание Бога. Как это формируется? Мы знаем, что Бог это некая сверхличная категория, к которой так или иначе возможен какой-то доступ и какое-то взаимное общение, с этой сверхкатегорией. Это универсальное понимание религии. В христианстве (и не только в христианстве) подчеркивается личное общение, личные взаимоотношения с Богом. Бог - личный. В религии, в христианстве мы имеем общение с личным Богом. Так вот - какой же личный Бог в христианстве? И ответить на этот вопрос очень трудно, потому что мы встречаем множество разных определений, пониманий личного Бога. Здесь уж я ссылаюсь на свой опыт священника, 20 лет в Церкви прослужил, и приходилось видеть совершенно парадоксальное и даже отчасти нелепое понимание и представления о личном Боге. Но тем не менее человек, имея свое специфическое представление о Боге, живет такой, как ему кажется, полноценной, интересной и важной для него религиозной жизнью. И в этом религиозном процессе, в своем религиозном общении с Богом, он решает какие-то свои специфические задачи, и ему от этого хорошо. Я хотел предложить вам рассмотреть этот вопрос: что значит личный Бог, и какие представления о личном Боге у человека? Вы понимаете, что здесь может быть многовариативная ситуация, т.е. может быть множество разных представлений о Боге. Согласны со мной? Если это вызывает какие-то сомнения, то, может быть, имеет смысл это сейчас обсудить и поговорить на эту тему. У нас лекция - семинар, лекция -общение.
Я говорю здесь не только о разном понимании Бога в разных религиях, в исламе, скажем, понимание Бога одно, в христианстве другое, в разных христианских конфессиях могут быть тоже какие-то нюансы. Просто у каждого человека - свое. И вот как это свое представление о Боге формируется?
Понятно, что у нас есть наше "психологическое", которое наполняется нашим жизненным опытом. Причем этот жизненный опыт возникает и формируется еще в утробе матери, потом особенностями рождения ребенка и всей последующей его жизнью (в момент рождения и на протяжении всей его жизни). И в жизни любого человека встречаются родительские фигуры - отец и мать. И то, как складываются отношения, прежде всего - с отцом, или с замещающей его родительской фигурой - это является основой для понимания и представления человека о своем личном Боге. Поэтому Бог может быть абсолютно разный. Это может быть добрый, ласковый, нежный, заботливый Бог. Может быть и жестокий, доминантный, карающий, наказывающий Бог. Диапазон представлений о личном Боге может быть очень разнообразным. Еще раз подчеркну, что все это возникает и формируется в раннем детстве и закрепляется в дальнейшем. И теперь мы посмотрим, как строится религиозный процесс в зависимости от личного представления, личного понимания Бога. Причем ведь Бог, как мы уже сказали, Бог - сверхличная категория, которая вышла из повседневного, личного общения и представления человека, и она наделена необычайной силой. И вот человек вступает в религиозные отношения с таким Богом, который очень могущественный, очень сильный, недосягаемый, властный, подавляющий, наказывающий, карающий. И т.д. и т.п. И каково ему жить с таким Богом? Как вы думаете? Плохо, наверное, да? Такое понимание о Боге человека очень унижает, растаптывает, подавляет. И, говоря психологическим языком, это не является ресурсным состоянием, это медленное уничтожение, подавление человека.
Слушатель 1: А вот Вы не могли бы уточнить, в каких именно религиях дается именно такое представление о Боге?
о. Игорь: Я думаю, что такое представление о Боге может быть в любой религии. Я буду ссылаться на Православие. И в Православии, как правило, в подавляющем большинстве личных отношений с Богом - Бог таков.
Слушатель 1: По личному опыту: человек сам создает себе такого Бога. Вы говорите, что человеку, наверное, плохо. Но я видел людей, которым хорошо с таким Богом. Несмотря на то, что с позиции мыслящего человека идет размывание личности, а ему - нравится.
о. Игорь: Вот. Я об этом и буду говорить. Спасибо за Ваше наблюдение.
Слушатель 1: Это формируется в раннем детстве?
о. Игорь: Не только в раннем. В детстве вообще, а также и в культуре.
о. Игорь: (К слушателю): Чувствую Ваше возражение. Вы человек не очень церковный?
Слушатель 2: Я? Как раз церковный!
о. Игорь: Часто Вы ходите в Церковь?
Слушатель 2: Я причащаюсь каждое воскресенье.
о. Игорь: Замечательно. Очень приятно слышать. Но. я ведь делюсь своими наблюдениями, они на протяжении 20 лет сделаны. Восприятие Бога в Православии - то, что я видел, народ, гуща православной жизни - там отношение к Богу - как к наказывающему, карающему. Это мое наблюдение. Я просто делюсь. Оспаривать это нельзя, мои впечатления - это факт, так я это воспринимаю. Я говорю о своих впечатлениях.
Дальше. Если такой Бог существует, значит, Он для чего-то нужен. Человеку хорошо находиться с таким Богом. Потому что он здесь отыгрывает для себя свою потребность в зависимости. Находится в религиозных отношениях с таким Богом ему хорошо. Человек зависим, и он полностью реализуется в своей религиозной зависимости.
А теперь - "хороший Бог". Хорошо, когда у человека есть благополучная семья, где ребенка любили, были заботливые, ласковые, эмпативные родители. И человек всегда чувствовал эту поддержку, любовь родительскую, и тогда складываются совершенно удивительные представления о Боге: что Бог есть любовь. Тогда человек чувствует, что за пределами его повседневной жизни есть какая-то сверхличная категория, которая есть абсолютная вселенская Любовь. И к этой любви можно просто так обратиться и получить эту ответную любовь, и просто даром, просто по закону любви, получить поддержку, внимание, и какую-то внутреннюю силу от этой любви, от этого Бога. И это замечательно, жизнь такого человека очень отличается, ему хорошо живется, он благополучен, в том плане, что у него хорошая семья, он социализирован, он хорошо работает, заботится о своих детях и т.д. Вот как бы два полюса в понимании Бога. Конечно, могут быть разные промежуточные ситуации.
По поводу такого "плохого" понимания Бога скажу еще несколько слов. Почему у меня возникли такие представления, такое понимание? Есть такой институт - покаяния. В чем люди каются? Я вам не выдаю тайну исповеди, но . Покаяние (обычно) в том, что посмотрела телевизор, в среду или пятницу съела "печенюшку", а потом посмотрела этикетку, а там написано, что там маргарина 3%, а это грех - маргарин, в среду и пятницу нельзя, в Великий Пост нельзя.Или молочка тоже попить. Когда такой человек, приходит к Богу на исповедь, он внутренне трясется и трепещет, потому что в среду и пятницу молочка попил.
Cлушатель 1: А если сосиску? (Смех в аудитории)
о. Игорь: Про сосиску даже не говорю - это ужас просто какой-то, кошмар. Ну, действительно, какое у человека представление о Боге? Понятно, что это злобный, доминантный.
Слушатель 2: Мелочный.
о. Игорь: .Бог, который только и ждет, чтобы тебе за эту "печенюшку", в которой 3% маргарина, "всыпать" как следует.
Слушатель 2: Это какое-то очень упрощенное представление о сосисках и молоке.
о. Игорь: А Вы знаете, в православии, в народном православии, там все очень упрощенное и глупое.
Слушатель 2: Просто Вы привели самый такой пример.
о. Игорь: Один из примеров, но он характерный. Вот я принимаю исповедь - 200 человек. Из этих двухсот - восемьдесят человек приходят с такими "грехами". Более глубоких представлений, более глубокого анализа своей души там нет. Другие грехи, как правило, уже исповеданы или просто не замечаются.
Слушатель 1: У меня вопрос. Мне кажется, что другие грехи просто не замечаются этими людьми.злость.
о. Игорь: Об этом и идет речь. Это вопрос психологической культуры. Очень просто ссылаться на поведенческие аспекты. Действительно, лучше указать какую-то ссылку на литературу, чтобы это не было голословно. Есть разные пособия кающимся, и там есть 300, 400, 600, 900 грехов. Посмотрите, что там за грехи, которые предлагается исповедовать и анализировать верующему человеку. "В 6 классе прогулял урок географии", например, и т.д. Вот такие "грехи". Там не говорится о каких-то глубоких, душевных переживаниях. Спрос определяет предложение. Но если человек хочет иметь жесткого, контролирующего Бога - то вот, пожалуйста,- получи. Такое представление о Боге и такие отношения с Богом - являются массовыми в нынешнем православии.
Бог есть Любовь, и когда человек чувствует, что Бог есть любовь, он светится, Бог-Любовь живет в нем, и это видно, потому что у него светятся глаза, и он готов делиться этой любовью. Ему не нужно думать, что он что-то не то съел, не то сказал.