вторник, 16 февраля 2010 г.

Зарубежное кино. Часть1 - скандинавский кинематограф

В предыдущей заметке я писала про понравившиеся мне русские фильмы. Список, конечно, далеко не полный, все за один раз вспомнить не удалось, значит, получилось написать про самые яркие фильмы (с субъективной точки зрения, конечно).

Русский кинематограф мне намного ближе, милее и понятней. Ведь для того, чтобы осознать авторскую задумку и вполне насладиться фильмом, нужно быть интрегрированным в определенный культурный контекст, из которого и черпает свои идеи автор. У каждого народа сложились некоторые неповторимые художественные приемы и даже юмор у многих народов разный. Американец не станет радостно подхихикивать, видя сцену распития водки, а нам как-то невдомек, почему они ржут, как кони, при виде того, как в кого-то запустили тортом. Я уже не говорю про различные культурные аллюзии (намеки на события, личности, произведения искусства), пародирование других кинофильмов и прочее. Ведь если мы не знакомы с первоисточником, с объектом пародии - мы не сможем понять фильм.

Одно время я увлеклась скандинавским кинематографом (помимо Бергмана и Ларса фон Триера). Открыла для себя таких режиссеров, как Рой Андерссон ("Песни со второго этажа", "Ты, живущий"), Йенс Льен ("Неуместный человек"), Лукас Мудиссон ("Покажи мне любовь", "Лиля навсегда"). Кстати в фильме "Лиля навсегда" участвовали российские актеры, а главную роль сыграла Оксана Акиньшина. 

"Неуместный человек" - очень неоднозначный фильм-притча про поиски счастья. Его можно рассматривать как сатиру на современное социально защищенное и ни к чему больше не стремящееся общество потребителей.

"Лиля навсегда" - пронзительно трогательный фильм про 16-летнюю девушку из неблагополучной семьи.

Сейчас качаю "Город отмороженных" и "Адамовы яблоки".

Как ни странно, все скандинавские фильмы, которые мне удалось найти в сети, довольно мрачны и пессимистичны, несмотря на высокий уровень жизни скандинавов и все их социальные выгоды. Даже комедии у них напоминают нашу чернуху: слепой тащит за собой запутавшуюся в поводке таксу, на убитого тут же на остановке гражданина никто не обращает внимания, торговец, не продавший декоративные деревянные распятия, везет их на свалку и сбрасывает в кучу. Думаю, что виной всему мерзкий скандинавский климат. Если бы я все время жила как еж в тумане, а температура окружающего мира не поднималась выше 15 градусов, я б тоже сошла с ума. Кстати, сегодняшняя зима очень напоминает тамошний климат, и я не зря завела тему именно про Скандинавию. Смотреть такие фильмы лучше всего именно в эту погоду.

Все фильмы сняты в неспешном, очень характерном для северных жителей медленном невозмутимом темпе и в потрясающих серых красках (похлеще цвета наших бетонных домов). Никаких тортов в морду, ни единого намека на суету. Такое ощущение, что ты во сне попал на другую планету, где даже закон притяжения действует намного сильнее, и не можешь сделать шага. Несмотря на всю свою непривычность и серые краски, фильмы затягивают настолько, что даже забываешь выйти на традиционный перекур. Однако любителям экшена в кинематографе такие фильмы смотреть не рекомендую.

Зато очень рекомендую ознакомиться с творчеством Ларса фон Триера. Мои самые любимые фильмы этого режиссера - "Танцующая в темноте" (в главной роли снялась Бьёрк), "Догвилль","Мандерлей","Рассекая волны", "Антихрист". Фильмы не слишком легки для восприятия, художественные приемы непривычны и провокационны, зато к тем глубоко философским проблемам, которые затрагиваются там, вы будете мысленно возвращаться не один раз. "Антихрист" противопоказан людям с неустойчивой психикой. Я бы сравнила этот фильм с каким-то сумасшедшим блюдом, состоящим из приторного зефира с острым перцем, приправленным горчицей и маринованными огурцами. Слабый желудок точно будет нуждаться в дежурном тазике...

Бергман - это общепризнанная классика. Думаю, говорить о нем много не стоит - и так уже все написано. Любителям экшена вряд ли будет интересно. Остальным - рекомендую любой его фильм (список см. в Википедии).

Фильмы исландских режиссеров ("101 Рейкьявик" и "Ангелы вселенной") как-то меня не очень впечатлили. Но это сугубо субъективное мнение.

К сожалению, все, что я назвала - это только маааленькая вершина айсберга. Большинство скандинавских фильмов до сих пор не переведены на русский язык. 

Ну и в завершение статьи опубликую список шведских лауреатов премии Оскар:

1944 г. - Ингрид Бергман - за лучшую женскую роль в к/фильме "Газовый свет";
1948 г. - "Люди в городе" - за лучший короткомеражнмй документальный фильм (режиссер Арне Суксдорфф);
1951 г. - "Кон-Тики" - за лучший документальный фильм (продюсер Улле Нурдемар);
1954 г. - Грета Гарбо - специальный приз;
1956 г. - Ингрид Бергман - за лучшую женскую роль в к/фильме "Анастасия";
1960 г. - "Источник" - за лучший иностранный фильм (режиссер Ингмар Бергман);
1961 г. - "Как в зеркале" - за лучший иностранный фильм (режиссер Ингмар Бергман);
1970 г. - Ингмар Бергман - Премия имени Ирвина Талберга:
1973 г. - Свен Нюквист - за лучшую работу оператора в к/фильме "Шепоты и крик";
1974 г. - Ингрид Бергман - за лучшую женскую роль второго плана в к/фильме "Убийство в Восточном экспрессе";
1983 г. - Анна Асп - за лучшую работу художника-постановщика в к/фильме "Фанни и Александр";
1983 г. - "Фанни и Александр" - за лучший иностранный фильм (режиссер Ингмар Бергман);
1983 г. - Марик Вое - за лучшую работу по костюмам в к/фильме "Фанни и Александр";
1983 г. - Свен Нюквист - за лучшую работу оператора в к/фильме "Фанни и Александр";
1988 г. - "Пелле-завоеватель" - за лучший иностранный фильм (режиссер - Билле Аугуст);
1995 г. - Пер Халльберг - за лучшую работу звукорежисссра в к/фильме "Храброе сердце".



Комментировать

Легкое чтение

Дочитываю в бешеных темпах Гинзбурга - бо скоро сдавать.
Вчера осваивала статью про фрейдовского человека-волка. Со слов Таши помню, что сама статья - длинная, нудная и запутанная, Гинзбург подсократил ее до двух абзацев, и собственно, вел речь не совсем о ней.
Если кратко суть - пациент в детстве увидел сон-кошмарик о том, что ночью распахивается окно, а на дереве перд окном сидят семь белых волков и смотрят на него. Перепугался до того, что в зрелом возрасте загремел к психоаналитику. Фрейд резво усмотрел в страхе впечатления от "первой сцены" - увиденного в детстве первый раз секса родителей. Ну как это дедушко умеет всюду его усмотреть, распознать, и потом еще многостранично обосновать.
А Гинзбург докопался до того, что пропустил Фрейд, но что сразу бросилось в глаза антропологу. Ну там дальше собственно его исследование про итальянских оборотней и бенанданти (колдунов), которое я прямо сейчас тоже пересказывать не буду, кому интересно, ссыли дам.
Далее все еще забавнее, для описания истерии в психоанализе Фрейд, оказывается использовал описания инквизиционных допросов ведьм, сравнивая и находя множество совпадений. (не путайтесь, это он делал не постоянно, не всю карьеру и не относительно всего!) Забавная фраза:
"...почему признания, вырванные у них пыткой так похожи на то, что говорят мне пациенты при психологическом лечении?" (1897 год, письмо к Флису). Почему, дедушка Фрейд, говорите? ))) Добрее как-то надо быть к людям, терпимее )))) или мы чего-то не знали о психоанализе? ))))
А вообще микроистория как метод не вселяет в меня уверенности и восторга. Сильно хобби-классом отдает, по крайней мере, пока.

Перед сном открывать окно и чувствовать этот вкусный запах ночного ветра.

Когда-нибудь всё и правда изменится...
Я буду жить в большом городе за границей, на самом высоком этаже...
Моя комната будет белой, а окна будут на всю ширину стены...как я и мечтала...
каждое утро я буду просыпаться в белоснежной постели и просто ни о чем не думать.
С утра пить любимый кофе и есть вкусные бутерброды...
Идти на работу. Работа будет любимой, о которой я мечтала...Каждый день я буду встречаться с новыми людьми и улыбаться им, потому что счастливая!
По выходным свободное время будет отложено для шопинга с лучшими подругами и веселья с друзьями...
По поздним вечерам я буду сидеть на полу возле окна и смотреть на ночной город...
Перед сном открывать окно и чувствовать этот вкусный запах ночного ветра. Волосы будут развивать по шее, а я сидеть и улыбаться! 
А потом...в этот момент...я почувствую легкие шаги за спиной и через несколько секунд крепкое объятие...
Я буду чувствовать себя совершенной и кому-то нужной.
А засыпать я буду не сразу...Я вновь буду вспоминать о своем прошлом, когда не верила в любовь, когда каждый день плакала и не любила жизнь...
 
После воспоминаний я прижмусь к Нему, услышу "Я же говорил, что всё будет хорошо. А ты не верила", поцелует...и вот только потом я усну...
 

Гостьей во сны…

ЛУННАЯ СКАЗКА
Лунная музыка. Слышишь ее?
Лунные слезы - тебе на плечо.
Лунная девушка - призрак тоски.
Лунная сказка - иллюзий тиски.
Ты не смотри на нее в темноте.
В лунной судьбе все, кто были, - не те.
Узкий карниз - только шаг и. нельзя!!!
Нет! Пробужденья так жаждут друзья!
Веки поднимет, останется той,
Кто лишь случайно столкнулась с тобой.
И, оторвавшись от сонной земли,
Гостьей во сны. Ни о чем не моли!
Слов не услышит, ей снится луна.
Так заколдована и влюблена.
В яркий сюжет и в несбыточность грез.
Нет, не играет, а ты - не всерьез!
Ты не заметен, шаги за окном.
Утром все это покажется сном.
Скажешь: «красивая девушка Ночь.»
Ей, одинокой, не сможешь помочь.
Утром очнется на чьем-то плече.
Кто она? Лучик из лунных ночей.
Ты нарисуешь на тонком стекле
Легкую нежность от губ на челе.
Елена Степаненко

Телефонный разговор.

Лена: - Да, да я зловещая!
Мужчина: - Да в тебе столько же зловещести, сколько в улитке из Спанч Боба... как там ее зовут..
Лена: -ГЭРИ!!
Мужчина: точно, гЕри.
Лена: - да не гЕри, а гЭри!!
Мужчина: А ты у меня гЕри!!
чуть позже смс: <<.... сладких снов, мой гери:D...>>
Я НЕ ГЕРИ !!!
:DDD