Как всё-таки мы порой бываем слепы и невнимательны к самым близким людям..Как думаем, что знаем человека и он больше не преподнесет нам сюрпризов..Как решаем, что ничего нового и интересного ждать от кого-то не приходится..а тут на тебе..
Все это к тому, что дома меня ждало случайное открытие. Оказывается, мой папа пишет статьи по психологии семьи в местный еженедельник, выступает по радио, готовит всякие буклеты помимо консультаций и работы в загсе и суде.
Предложила ему книгу написать )) Сказал, как выйдет на пенсию, так над этим подумает ;)
Я знала что у меня очень умный папа, но абсолютно не была в курсе, что он стал таким публичным человеком. Испытываю чрезвычайную гордость мурррррр)
понедельник, 23 марта 2009 г.
"The Телки. Повесть о ненастоящей любви"
В колонках играет - Триада~Белый танец
Настроение сейчас - Внутренняя гармония.
Береги любовь, если она есть. Не говори о ней никому. Спрячь за пазуху. Держи всё в тайне, всем ври, рассказывай, что ты такой же ублюдок, как и остальные. Иначе они разорвут твои чувства. Растащат, превратят в своё обычное бл*дство. ИХ ВЫВОРАЧИВАЕТ, ЕСЛИ КТО-ТО НЕ ПОХОЖ НА НИХ! Им страшно становится от того, что они когда-то были другими, но всё проср*ли. беги. беги отсюда. Бери её и беги.
Безумно нравится эта книга.. Столько метких, жизненных высказываний, оголяющих нашу реальность. Вот лежу, перечитываю её уже в третий раз. Кто не читал, очень советую.Девушкам поможет в улучшении понимания мужской психологии и в целом взгляда, на довольно простые с виду вещи.
Мой день сегодня прошёл довольно обыденно, как и тысячи предыдущих похожих дней.. Утром вышла с работы.. на улице мело, как в январе.. Снежок летал огромными хлопьями
В белом танце,
Обнявшись, кружатся
Хлопья снега,
Чтобы никогда не расставаться.
Так последуем их примеру
И дадим клятву:
Лишь растаяв - прощаться.
Довольно быстро добралась до дома и уснула, только коснувшись головой подушки. ))) Пол дня прошло в царстве Морфея.
Разбудил звонок менеджера.. с просьбой выйти завтра снова на сутки.. Отказать не смогла.
Проснувшись окончательно, протопала на кухню и потратила некоторое количество времени на приготовление запеканки из пельменей с сыром)))
Теперь остались незначительные дела в виде принятия ванны и маникюра.. В последнее время довольно мало уделяю времени себе любимой.. Эх.. Надо бы в солярий походить.. а то совсем бледная стала..
Мне сказали, что эта девушка на картинке, практически моя копия.. O_o Что то рогов я вроде не ощущаю)
Настроение сейчас - Внутренняя гармония.
Береги любовь, если она есть. Не говори о ней никому. Спрячь за пазуху. Держи всё в тайне, всем ври, рассказывай, что ты такой же ублюдок, как и остальные. Иначе они разорвут твои чувства. Растащат, превратят в своё обычное бл*дство. ИХ ВЫВОРАЧИВАЕТ, ЕСЛИ КТО-ТО НЕ ПОХОЖ НА НИХ! Им страшно становится от того, что они когда-то были другими, но всё проср*ли. беги. беги отсюда. Бери её и беги.
Безумно нравится эта книга.. Столько метких, жизненных высказываний, оголяющих нашу реальность. Вот лежу, перечитываю её уже в третий раз. Кто не читал, очень советую.Девушкам поможет в улучшении понимания мужской психологии и в целом взгляда, на довольно простые с виду вещи.
Мой день сегодня прошёл довольно обыденно, как и тысячи предыдущих похожих дней.. Утром вышла с работы.. на улице мело, как в январе.. Снежок летал огромными хлопьями
В белом танце,
Обнявшись, кружатся
Хлопья снега,
Чтобы никогда не расставаться.
Так последуем их примеру
И дадим клятву:
Лишь растаяв - прощаться.
Довольно быстро добралась до дома и уснула, только коснувшись головой подушки. ))) Пол дня прошло в царстве Морфея.
Разбудил звонок менеджера.. с просьбой выйти завтра снова на сутки.. Отказать не смогла.
Проснувшись окончательно, протопала на кухню и потратила некоторое количество времени на приготовление запеканки из пельменей с сыром)))
Теперь остались незначительные дела в виде принятия ванны и маникюра.. В последнее время довольно мало уделяю времени себе любимой.. Эх.. Надо бы в солярий походить.. а то совсем бледная стала..
Мне сказали, что эта девушка на картинке, практически моя копия.. O_o Что то рогов я вроде не ощущаю)
Без заголовка
Теплостен - это современный высокотехнологичный строительный материал XXI века. Его изобретение позволило вознести строительство на новый уровень, о котором раньше не могли и мечтать строители и застройщики. И тем и другим внедрение в строительство технологии теплостен принесло огромные выгоды.
Работа в Уфе . Множество свободных вакансий и потенциальных работодателей, которые ищут именно вас. Не упускай свой шанс найти хорошооплачиваемую работу всего лишь за пару кликов. Постоянно обновление списка вакансий и анкет-резюме.
Великая наука"психология" и все тайны, которые она таит, а именно устройство психики человека, его характер и темперамент. А также воспительные и педагогические приемы и множество психологических тестов.
Работа в Уфе . Множество свободных вакансий и потенциальных работодателей, которые ищут именно вас. Не упускай свой шанс найти хорошооплачиваемую работу всего лишь за пару кликов. Постоянно обновление списка вакансий и анкет-резюме.
Великая наука"психология" и все тайны, которые она таит, а именно устройство психики человека, его характер и темперамент. А также воспительные и педагогические приемы и множество психологических тестов.
Учимся разбираться в мужчинах
Знание психологии мужчин может существенно помочь в жизни. Именно поэтому мы и составили это краткое руководство.
То, что говорю, не значит выполню
Итак, прежде всего, стоит уяснить, что мужчины довольно своевольны и никогда не будут делать что-то вопреки своему желанию. Но можно побудить их на тот или иной поступок, хитроумно устроив все таким образом, что он будет уверен, что это его собственное желание.
На слова "я тебе позвоню" не стоит реагировать с таким воодушевлением. Это может быть фраза, которую он говорит всегда и всем вместо дежурного "пока" или "до встречи". Поэтому не стоит сразу расспрашивать, когда и во сколько. Это может еще больше отбить желание вам позвонить, даже если вначале идея такая и была.
Тем более не стоит перезванивать самой, когда в оговоренный час вам так и не позвонили. Скорее всего, встреча с друзьями или деловые переговоры оказались интереснее, а ваш звонок будет только каплей дегтя в бочке меда. Зачем оставлять о себе такое негативное впечатление? Лучше пусть ему завтра станет стыдно и он сам придет с покаянием и цветами.
Семейная жизнь
Очень многие мужчины не стремятся создавать семью. Это мероприятие у них всегда на последних ролях. Вначале они решают проблемы с образованием, работой, жильем, научной степенью и др. Поэтому не стоит заводить разговор на эту тему, тем более в начале знакомства. Боязнь серьезных отношений у представителей сильного пола слишком велика. Свобода и личные интересы для них очень важны, так зачем наступать на больную мозоль?
Если вдруг он слышит фразу "я беременна", это выглядит как приговор в зале суда. И необходимость отвечать за свои действия становится сродни трудовой повинности. К сожалению, но создание семьи "под дулом пистолета" не приносит удовольствия, тем более, когда впереди были грандиозные планы. Будьте готовы к тому, что брак, возникший по причине неожиданной беременности, будет для него обузой, от которой он всячески будет стремиться избавиться. Мы не говорим о страстной любви, когда чувства застилают глаза обоим, это отдельный случай.
Мужчин старше 14 лет не существует
Мужчины играют всю жизнь. Причем с возрастом игрушки становятся дороже, а запросы больше. У кого-то это машина, компьютер, мобильный телефон. А у другого азартные игры, путешествия и прочее. Так или иначе, но необходимость купить новый телефон, потому что старый уже наскучил, или новый компьютер, спрыгнуть с парашютом или взобраться в горы, будет всегда. У всех это стремление иметь "свою игрушку" проявляется по-разному. Но в любом случае оно присутствует. Хорошо, если игрушкой, которую хочется холить и лелеять, будет собственный дом. Тогда в нем все полочки будут сделаны своими руками, а в ванне обязательно появится маленький декоративный фонтанчик. Но это редкость. Чаще всего, игрушки у мужчин другие.
В постели бог и никак иначе
Мужчины искренне считают, что женщина всегда должна быть наготове. Причем если от одного только прикосновения она не испытывает оргазм, а уж тем более не хочет перейти к непосредственному соитию, то это повод для беспокойства.
Важно, чтобы женщине нравилось все, что мужчина делает в постели. Если этого не происходит, то разрыв неминуем. В сексе они должны чувствовать свое превосходство над всем остальным миром, и если женщину не впечатляет все, что он делает, то это повод искать другую.
А разве это работа?
К домашней работе у мужчин отношение особое. Они искренне считают всю работу, что делается по дому, сущим пустяком. И если женщина нигде не работает, то это в буквальном смысле значит, что она нигде не работает и сидит дома на диване. При этом все ваши объяснения того, как вы с утра бегали на рынок за свежей вырезкой, стояли два часа у плиты, чтобы ее приготовить, потом стирали детские вещи, гладили, делали с детьми уроки и укладывали их спать, выглядят всего лишь как нытье и чрезмерное преувеличение своей значимости.
Эпилог
Мужчины не устают говорить о "женской логике" и о том, какие женщины странные существа. Но сами они ничуть не менее загадочны для женщин. Наверно, именно поэтому нам так интересно друг с другом, мы жить не можем поодиночке. И всю жизнь ищем ту половинку, которая дополнит нас и сделает одним целым.
Автор: Сергей Василенков
То, что говорю, не значит выполню
Итак, прежде всего, стоит уяснить, что мужчины довольно своевольны и никогда не будут делать что-то вопреки своему желанию. Но можно побудить их на тот или иной поступок, хитроумно устроив все таким образом, что он будет уверен, что это его собственное желание.
На слова "я тебе позвоню" не стоит реагировать с таким воодушевлением. Это может быть фраза, которую он говорит всегда и всем вместо дежурного "пока" или "до встречи". Поэтому не стоит сразу расспрашивать, когда и во сколько. Это может еще больше отбить желание вам позвонить, даже если вначале идея такая и была.
Тем более не стоит перезванивать самой, когда в оговоренный час вам так и не позвонили. Скорее всего, встреча с друзьями или деловые переговоры оказались интереснее, а ваш звонок будет только каплей дегтя в бочке меда. Зачем оставлять о себе такое негативное впечатление? Лучше пусть ему завтра станет стыдно и он сам придет с покаянием и цветами.
Семейная жизнь
Очень многие мужчины не стремятся создавать семью. Это мероприятие у них всегда на последних ролях. Вначале они решают проблемы с образованием, работой, жильем, научной степенью и др. Поэтому не стоит заводить разговор на эту тему, тем более в начале знакомства. Боязнь серьезных отношений у представителей сильного пола слишком велика. Свобода и личные интересы для них очень важны, так зачем наступать на больную мозоль?
Если вдруг он слышит фразу "я беременна", это выглядит как приговор в зале суда. И необходимость отвечать за свои действия становится сродни трудовой повинности. К сожалению, но создание семьи "под дулом пистолета" не приносит удовольствия, тем более, когда впереди были грандиозные планы. Будьте готовы к тому, что брак, возникший по причине неожиданной беременности, будет для него обузой, от которой он всячески будет стремиться избавиться. Мы не говорим о страстной любви, когда чувства застилают глаза обоим, это отдельный случай.
Мужчин старше 14 лет не существует
Мужчины играют всю жизнь. Причем с возрастом игрушки становятся дороже, а запросы больше. У кого-то это машина, компьютер, мобильный телефон. А у другого азартные игры, путешествия и прочее. Так или иначе, но необходимость купить новый телефон, потому что старый уже наскучил, или новый компьютер, спрыгнуть с парашютом или взобраться в горы, будет всегда. У всех это стремление иметь "свою игрушку" проявляется по-разному. Но в любом случае оно присутствует. Хорошо, если игрушкой, которую хочется холить и лелеять, будет собственный дом. Тогда в нем все полочки будут сделаны своими руками, а в ванне обязательно появится маленький декоративный фонтанчик. Но это редкость. Чаще всего, игрушки у мужчин другие.
В постели бог и никак иначе
Мужчины искренне считают, что женщина всегда должна быть наготове. Причем если от одного только прикосновения она не испытывает оргазм, а уж тем более не хочет перейти к непосредственному соитию, то это повод для беспокойства.
Важно, чтобы женщине нравилось все, что мужчина делает в постели. Если этого не происходит, то разрыв неминуем. В сексе они должны чувствовать свое превосходство над всем остальным миром, и если женщину не впечатляет все, что он делает, то это повод искать другую.
А разве это работа?
К домашней работе у мужчин отношение особое. Они искренне считают всю работу, что делается по дому, сущим пустяком. И если женщина нигде не работает, то это в буквальном смысле значит, что она нигде не работает и сидит дома на диване. При этом все ваши объяснения того, как вы с утра бегали на рынок за свежей вырезкой, стояли два часа у плиты, чтобы ее приготовить, потом стирали детские вещи, гладили, делали с детьми уроки и укладывали их спать, выглядят всего лишь как нытье и чрезмерное преувеличение своей значимости.
Эпилог
Мужчины не устают говорить о "женской логике" и о том, какие женщины странные существа. Но сами они ничуть не менее загадочны для женщин. Наверно, именно поэтому нам так интересно друг с другом, мы жить не можем поодиночке. И всю жизнь ищем ту половинку, которая дополнит нас и сделает одним целым.
Автор: Сергей Василенков
10 самых чудовищных экспериментов в психологии
Психология как наука приобрела популярность в начале ХХ века. Благородная цель - узнать больше о тонкостях человеческого поведения, восприятия, эмоционального состояния - не всегда достигалась столь же благородными средствами. Психологи и психиатры, стоявшие у истоков многих ответвлений науки о человеческой психике, проводили такие эксперименты на людях и животных, которые сложно назвать гуманными или этичными. Справедливости ради стоит отметить, что именно они помогли в конечном итоге выработать этические стандарты современных исследований. Что, впрочем, не отменяет и не оправдывает их жестокость.
10. "Чудовищный эксперимент" (1939 год)В 1939 году Уэнделл Джонсон из университета Айовы (США) и его аспирантка Мэри Тюдор провели шокирующий эксперимент с участием 22 детей-сирот из Дэвенпорта. Детей разделили на контрольную и экспериментальную группы. Половине детей экспериментаторы рассказали о том, насколько чисто и правильно они говорят. Вторую половину детей ожидали неприятные минуты: Мэри Тюдор, не жалея эпитетов, язвительно высмеивала малейший недостаток их речи, в конце концов назвав всех жалкими заиками. В результате эксперимента у многих детей, которые никогда не испытывали проблем с речью и волею судьбы оказались в "негативной" группе, развились все симптомы заикания, которые сохранялись в течение всей их жизни. Эксперимент, позже названный "чудовищным", долго скрывали от общественности из страха повредить репутации Джонсона: схожие эксперименты позже проводились над заключенными концлагерей в нацистской Германии. В 2001 году университет штата Айова принес официальные извинения всем пострадавшим в ходе исследования.
+99. Проект "Аверсия" (1970 год)В армии ЮАР в период с 1970 по 1989 год осуществлялась секретная программа по очистке армейских рядов от военнослужащих нетрадиционной сексуальной ориентации. Вход шли все средства: от лечения электрошоком до химической кастрации. Точное число жертв неизвестно, однако, по утверждению армейских врачей, в ходе "чисток" различным запрещенным экспериментам над человеческой природой подверглись около 1000 военнослужащих. Армейские психиатры по поручению командования вовсю "искореняли" гомосексуалистов: тех, кто не поддавался "лечению", отправляли на шоковую терапию, заставляли принимать гормональные препараты и даже подвергали операциям по изменению пола. В большинстве случаев "пациентами" были молодые белые мужчины в возрасте от16 до 24 лет. Тогдашний руководитель "исследования", доктор Обри Левин, ныне является профессором психиатрии в университете Калгари (Канада). Занимается частной практикой.
8. Стэнфордский тюремный эксперимент (1971 год)Эксперимент с "искусственной тюрьмой" не задумывался его создателем как нечто неэтичное или вредное для психики его участников, однако результаты этого исследования повергли в шок общественность. Известный психолог Филипп Зимбардо решил изучить поведение и социальные нормы индивидуумов, помещенных в нетипичные для них условия тюрьмы и вынужденных играть роли заключенных или надзирателей. Для этого в подвале факультета психологии оборудовали имитацию тюрьмы, а студентов-добровольцев в количестве 24 человек разделили на "заключенных" и "надзирателей". Предполагалось, что "заключенные" изначально помещены в ситуацию, в ходе которой они будут испытывать личностную дезориентацию и деградацию, вплоть до полной деперсонализации. "Надзирателям" не дали никаких специальных инструкций относительно их ролей. Вначале студенты не очень-то понимали, каким образом им следует играть свои роли, но уже на второй день эксперимента все встало на свои места: восстание "заключенных" было жестоко подавлено "надзирателями". С этого момента поведение обеих сторон в корне изменилось. "Надзиратели" разработали специальную систему привилегий, призванную разобщить "заключенных" и поселить в них недоверию друг к другу - поодиночке они не так сильны, как вместе, а значит, их легче "охранять". "Надзирателям" стало казаться, что "заключенные" в любой момент готовы поднять новое "восстание", и система контроля ужесточилась до крайней степени: "заключенных" не оставляли наедине с собой даже в туалете. В результате "заключенные" стали испытывать эмоциональные расстройства, депрессию, беспомощность. Через некоторое время навестить "заключенных" пришел "тюремный священник". На вопрос, как их зовут, "заключенные" чаще всего называли свои номера, а не имена, а вопрос, как они собираются выбираться из тюрьмы, приводил их в тупик. К ужасу экспериментаторов оказалось, что "заключенные" абсолютно вжились в свои роли и начали ощущать себя в настоящей тюрьме, а "надзиратели" испытывали настоящие садистские эмоции и намерения по отношению к "заключенным", еще несколько дней назад бывшими их добрыми друзьями. Казалось, обе сторону абсолютно забыли, что все это - всего лишь эксперимент. Хотя эксперимент был запланирован на две недели, он был прекращен досрочно, всего через шесть дней по этическим соображениям.
7. Исследования о воздействии наркотиков на организм (1969 год)Следует признать, что некоторые эксперименты, проводимые на животных, помогают ученым изобрести лекарства, которые в дальнейшем могут спасти десятки тысяч человеческих жизней. Однако некоторые исследования переходят все границы этики. Примером может служить эксперимент, призванный помочь ученым понять скорость и степень привыкания человека к наркотическим веществам. Эксперимент проводился на крысах и обезьянах, как на животных, наиболее близких к человеку по физиологии. Животных приучали самостоятельно впрыскивать себе дозу определенного наркотика: морфина, кокаина, кодеина, амфетаминов и т.д. Как только животные научились самостоятельно "колоться", экспериментаторы оставили им большое количество препаратов, предоставили животных самим себе и начали наблюдение. Животные настолько растерялись, что некоторые их них даже пытались бежать, причем, находясь под действием наркотиков, они калечились и не чувствовали боли. Обезьяны, принимавшие кокаин, начали страдать от конвульсий и галлюцинаций: несчастные животные вырывали себе фаланги пальцев. Обезьяны, "сидевшие" на амфетаминах, выдернули у себя всю шерсть. Животные-"наркоманы", предпочитавшие "коктейль" из кокаина и морфина, умирали в течение 2 недель после начала приема препаратов. Несмотря на то что целью эксперимента было понять и оценить степень воздействия наркотиков на организм человека с намерением дальнейшей разработки эффективного лечения наркозависимости, способы достижения результатов трудно назвать гуманными.
6. Эксперименты Лэндиса: спонтанные выражения лиц и подчиненность (1924 год)В 1924 году Карини Лэндис из университета Миннесоты начал изучать человеческую мимику. Эксперимент, затеянный ученым, должен был выявить общие закономерности работы групп лицевых мышц, отвечающих за выражение отдельных эмоциональных состояний, и найти мимику, типичную для страха, смущения или других эмоций (если считать типичной мимику, характерную для большинства людей). Испытуемыми стали его собственные студенты. Чтобы сделать мимику более отчетливой, он нарисовал на лицах испытуемых линии жженой пробкой, после чего предъявлял им нечто, способное вызвать сильные эмоции: заставлял их нюхать аммиак, слушать джаз, смотреть на порнографические картинки и засовывать руки в ведра с жабами. В момент выражения эмоций студентов фотографировали. И все бы ничего, но последнее испытание, которым Лэндис подверг студентов, вызвало кривотолки в самых широких кругах ученых-психологов. Лэндис просил каждого испытуемого отрезать голову белой крысе. Все участники эксперимента сначала отказывались это сделать, многие плакали и кричали, но впоследствии большинство из них согласились это сделать. Хуже всего было то, что большинство участников эксперимента, что называется, в жизни и мухи не обидели и совершенно не представляли, каким образом осуществлять приказ экспериментатора. В результате животным причинили немало мук. Последствия эксперимента оказались гораздо более важными, чем сам эксперимент. Никакой закономерности в выражении лица ученым обнаружить не удалось, однако психологи получили доказательство того, как легко люди готовы подчиниться авторитетам и сделать то, что в обычной жизненной ситуации не проделали бы.
5. Крошка Альберт (1920 год)Джон Уотсон, отец бихевиористского направления в психологии, занимался исследованиями природы страхов и фобий. Изучая эмоции младенцев, Уотсон, среди прочего, заинтересовался возможностью формирования реакции страха применительно к объектам, которые ранее страх не вызывали. Ученый проверил возможность формирования эмоциональной реакции боязни белой крысы у 9-месячного мальчика Альберта, который крысу совсем не боялся и даже любил с ней играть. В ходе эксперимента в течение двух месяцев младенцу-сироте из приюта показывали ручную белую крысу, белого кролика, вату, маску Санта-Клауса с бородой и т.д. Через два месяца ребенка посадили на коврик посередине комнаты и разрешили поиграть с крысой. Вначале ребенок совершенно не боялся крысы и спокойно играл с ней. Через некоторое время Уотсон начал ударять железным молотом по металлической пластине за спиной ребенка каждый раз, когда Альберт прикасался к крысе. После повторения ударов Альберт начал избегать контакта с крысой. Спустя неделю опыт повторили - в этот раз по полосе ударили пять раз, просто помещая крысу в колыбель. Младенец плакал уже лишь при виде белой крысы. Еще через пять дней Уотсон решил проверить, будет ли ребенок бояться похожих объектов. Ребенок боялся белого кролика, ваты, маски Санта-Клауса. Поскольку громких звуков при показе предметов ученый не издавал, Уотсон сделал вывод о переносе реакций страха. Уотсон предположил, что очень многие страхи, антипатии и тревожные состояния взрослых формируются еще в раннем детстве. К сожалению, Уотсону так и не удалось избавить малыша Альберта от его беспричинного страха, который закрепился на всю оставшуюся жизнь.
4. Приобретенная беспомощность (1966 год)В 1966 году психологи Марк Селигман и Стив Майер провели серию экспериментов на собаках. Животных поместили в клетки, предварительно разделив на три группы. Контрольную группу через какое-то время отпустили, не причинив никакого вреда, вторую группу животных подвергали повторяющимся ударам тока, которые можно было прекратить нажатием рычага изнутри, а животных их третьей группы подвергали внезапным ударам тока, которые никак нельзя было предотвратить. В результате у собак выработалась так называемая "приобретенная беспомощность" - реакция на неприятные раздражители, основанная на убежденности в беспомощности перед окружающим миром. Вскоре у животных начали появляться признаки клинической депрессии. Через некоторое время собак из третьей группы выпустили из клеток и посадили в открытые вольеры, из которых легко можно было убежать. Собак вновь подвергли воздействию электрического тока, однако ни одна из них даже не подумала о бегстве. Вместо этого они пассивно реагировали на боль, воспринимая ее как нечто неизбежное. Собаки усвоили для себя из предыдущего негативного опыта, что бегство невозможно и больше не предпринимали никаких попыток выскочить из клетки. Ученые предположили, что человеческая реакция на стресс во многом напоминает собачью: люди становятся беспомощными после нескольких неудач, следующих одна за другой. Неясно только, стоил ли такой, вобзем-то, банальный вывод страданий несчастных животных.
3. Эксперимент Милгрэма (1974 год)Эксперимент Стэнли Милгрэма из Йельского университета описан автором в книге "Подчинение авторитету: экспериментальное исследование". В опыте участвовал экспериментатор, испытуемый и актер, игравший роль другого испытуемого. В начале эксперимента между испытуемым и актером "по жребию" распределялись роли "учителя" и "ученика". В действительности испытуемому всегда доставалась роль "учителя", а нанятый актер всегда был "учеником". "Учителю" перед началом эксперимента объясняли, что цель опыта - якобы выявить новые методы запоминания информации. В реальности же экспериментатор исследовать поведение человека, получающего указания, расходящиеся с его внутренними поведенческими нормами, от авторитетного источника. "Ученика" привязывали к креслу, к которому был прикреплен электрошокер. Как "ученик", так и "учитель" получали "демонстрационный" удар током в 45 вольт. Дальше "учитель" уходил в другую комнату и должен был по громкой связи давать "ученику" простые задачи на запоминание. При каждой ошибке ученика испытуемый должен был нажимать на кнопку, и ученик получал удар током в 45 вольт. В действительности актер, игравший ученика, только делал вид, что получает удары током. Затем после каждой ошибки учитель должен был увеличивать напряжение на 15 вольт. В какой-то момент актер начинал требовать прекратить эксперимент. "Учитель" начинал сомневаться, а экспериментатор на это отвечал: "Эксперимент требует, чтобы вы продолжали. Продолжайте, пожалуйста". По мере увеличения напряжения актер разыгрывал все более сильный дискомфорт, затем сильную боль и наконец срывался на крик. Эксперимент продолжался до напряжения в 450 вольт. Если "учитель" колебался, экспериментатор заверял его, что берет на себя полную ответственность за эксперимент и за безопасность "ученика" и что эксперимент должен быть продолжен. Резу льтаты оказались шокирующими: 65% "учителей" дали разряд в 450 вольт, зная, что "ученик" испытывает страшную боль. Вопреки всем предварительным прогнозам экспериментаторов, большинство испытуемых подчинились указаниям руководившего экспериментом ученого и наказывали "ученика" электрошоком, причем в серии опытов из сорока испытуемых ни один не остановился до уровня 300 вольт, пятеро отказались подчиняться лишь после этого уровня, а 26 "учителей" из 40 дошли до конца шкалы. Критики заявили, что испытуемых гипнотизировал авторитет Йельского университета. В ответ на эту критику Милгрэм повторил эксперимент, сняв убогое помещение в городке Бриджпорте (штат Коннектикут) под вывеской "Исследовательская ассоциация Бриджпорта". Результаты качественно не изменились: 48% испытуемых согласились дойти до конца шкалы. В 2002 году сводные результаты всех схожих экспериментов показали, что до конца шкалы доходят от 61% до 66% "учителей", независимо от времени и места эксперимента. Выводы из эксперимента следовали самые пугающие: неизвестная темная сторона человеческой натуры склонна не только бездумно подчиняться авторитету и выполнять самые немыслимые указания, но и оправдывать собственное поведение полученным "приказом". Многие участники эксперимента испытывали чувство превосходства над "учеником" и, нажимая на кнопку, были уверены, что "ученик", неправильно ответивший на вопрос, получает по заслугам. В конечном итоге, результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.
2. "Источник отчаяния" (1960 год)Свои жестокие эксперименты Гарри Харлоу проводил на обезьянах. Исследуя вопрос социальной изоляции индивидуума и методов защиты от нее, Харлоу отбирал детеныша обезьяны у его матери и помещал в клетку в полном одиночестве, причем выбирал тех детенышей, у которых связь с матерью была наиболее крепкой. Обезьяна содержалась в клетке год, после чего ее отпускали. У большинства особей обнаруживались различные психические отклонения. Ученый сделал следующие выводы: даже счастливое детство не является защитой от депрессий. Результаты, мягко говоря, не впечатляют: подобный вывод можно было сделать и без проведения жестоких экспериментов над животными. Впрочем, движение в защиту прав животных началось именно после опубликования результатов этого эксперимента.
1. Мальчик, которого воспитали как девочку (1965 - 2004 годы)В 1965 году восьмимесячный младенец Брюс Реймер, родившийся в канадском Виннипеге, по совету врачей подвергся процедуре обрезания. Однако из-за ошибки хирурга, проводившего операцию, у мальчика были полностью поврежден пенис. Психолог Джон Мани из университета Джона Хопкинса в Балтиморе (США), к которому обратились за советом родители ребенка, посоветовал им "простой" выход из сложной ситуации: сменить пол ребенка и воспитать его как девочку, пока он не вырос и не начал испытывать комплексы по поводу своей мужской несостоятельности. Сказано - сделано: вскоре Брюс стал Брендой. Несчастные родители не догадывались, что их ребенок стал жертвой жестокого эксперимента: Джон Мани давно искал возможность доказать, что половая принадлежность обусловлена не природой, а воспитанием, и Брюс стал идеальным объектом наблюдения. Мальчику удалили яички, и затем на протяжении нескольких лет Мани публиковал в научных журналах отчеты о "успешном" развитии своего подопытного. "Совершенно ясно, что ребенок ведет себя как активная маленькая девочка и ее поведение разительно отличается от мальчишеского поведения ее брата-близнеца", - уверял ученый. Однако и родные дома, и учителя в школе отмечали у ребенка типичное мальчишеское поведение и смещенное восприятие. Хуже всего было то, что родители, скрывавшиеся от сына-дочери правду, испытывали сильнейший эмоциональный стресс. В результате мать испытывала суицидальные наклонности, отец стал алкоголиком, а брат-близнец постоянно пребывал в депрессии. Когда Брюс-Бренда достиг подросткового возраста, ему стали давать эстраген, чтобы стимулировать рост груди, а потом Мани стал настаивать на новой операции, в ходе которой Бренде должны были сформировать женские половые органы. Но тут Брюс-Бренда взбунтовался. Он наотрез отказался делать операцию и перестал приезжать на приемы к Мани. Одна за другой последовали три попытки самоубийства. Последняя из них окончилась для него комой, но он поправился и начал борьбу за возвращение к нормальному существованию - в качестве мужчины. Он сменил имя на Дэвид, остриг волосы и начал носить мужскую одежду. В 1997 году он прошел через серию реконструктивных операций, чтобы вернуть физические признаки пола. Он также женился на женщине и усыновил троих ее детей. Однако хеппи-энда не получилось: в мае 2004 года, после разрыва с женой, Дэвид Реймер покончил жизнь самоубийством в возрасте 38 лет.
10. "Чудовищный эксперимент" (1939 год)В 1939 году Уэнделл Джонсон из университета Айовы (США) и его аспирантка Мэри Тюдор провели шокирующий эксперимент с участием 22 детей-сирот из Дэвенпорта. Детей разделили на контрольную и экспериментальную группы. Половине детей экспериментаторы рассказали о том, насколько чисто и правильно они говорят. Вторую половину детей ожидали неприятные минуты: Мэри Тюдор, не жалея эпитетов, язвительно высмеивала малейший недостаток их речи, в конце концов назвав всех жалкими заиками. В результате эксперимента у многих детей, которые никогда не испытывали проблем с речью и волею судьбы оказались в "негативной" группе, развились все симптомы заикания, которые сохранялись в течение всей их жизни. Эксперимент, позже названный "чудовищным", долго скрывали от общественности из страха повредить репутации Джонсона: схожие эксперименты позже проводились над заключенными концлагерей в нацистской Германии. В 2001 году университет штата Айова принес официальные извинения всем пострадавшим в ходе исследования.
+99. Проект "Аверсия" (1970 год)В армии ЮАР в период с 1970 по 1989 год осуществлялась секретная программа по очистке армейских рядов от военнослужащих нетрадиционной сексуальной ориентации. Вход шли все средства: от лечения электрошоком до химической кастрации. Точное число жертв неизвестно, однако, по утверждению армейских врачей, в ходе "чисток" различным запрещенным экспериментам над человеческой природой подверглись около 1000 военнослужащих. Армейские психиатры по поручению командования вовсю "искореняли" гомосексуалистов: тех, кто не поддавался "лечению", отправляли на шоковую терапию, заставляли принимать гормональные препараты и даже подвергали операциям по изменению пола. В большинстве случаев "пациентами" были молодые белые мужчины в возрасте от16 до 24 лет. Тогдашний руководитель "исследования", доктор Обри Левин, ныне является профессором психиатрии в университете Калгари (Канада). Занимается частной практикой.
8. Стэнфордский тюремный эксперимент (1971 год)Эксперимент с "искусственной тюрьмой" не задумывался его создателем как нечто неэтичное или вредное для психики его участников, однако результаты этого исследования повергли в шок общественность. Известный психолог Филипп Зимбардо решил изучить поведение и социальные нормы индивидуумов, помещенных в нетипичные для них условия тюрьмы и вынужденных играть роли заключенных или надзирателей. Для этого в подвале факультета психологии оборудовали имитацию тюрьмы, а студентов-добровольцев в количестве 24 человек разделили на "заключенных" и "надзирателей". Предполагалось, что "заключенные" изначально помещены в ситуацию, в ходе которой они будут испытывать личностную дезориентацию и деградацию, вплоть до полной деперсонализации. "Надзирателям" не дали никаких специальных инструкций относительно их ролей. Вначале студенты не очень-то понимали, каким образом им следует играть свои роли, но уже на второй день эксперимента все встало на свои места: восстание "заключенных" было жестоко подавлено "надзирателями". С этого момента поведение обеих сторон в корне изменилось. "Надзиратели" разработали специальную систему привилегий, призванную разобщить "заключенных" и поселить в них недоверию друг к другу - поодиночке они не так сильны, как вместе, а значит, их легче "охранять". "Надзирателям" стало казаться, что "заключенные" в любой момент готовы поднять новое "восстание", и система контроля ужесточилась до крайней степени: "заключенных" не оставляли наедине с собой даже в туалете. В результате "заключенные" стали испытывать эмоциональные расстройства, депрессию, беспомощность. Через некоторое время навестить "заключенных" пришел "тюремный священник". На вопрос, как их зовут, "заключенные" чаще всего называли свои номера, а не имена, а вопрос, как они собираются выбираться из тюрьмы, приводил их в тупик. К ужасу экспериментаторов оказалось, что "заключенные" абсолютно вжились в свои роли и начали ощущать себя в настоящей тюрьме, а "надзиратели" испытывали настоящие садистские эмоции и намерения по отношению к "заключенным", еще несколько дней назад бывшими их добрыми друзьями. Казалось, обе сторону абсолютно забыли, что все это - всего лишь эксперимент. Хотя эксперимент был запланирован на две недели, он был прекращен досрочно, всего через шесть дней по этическим соображениям.
7. Исследования о воздействии наркотиков на организм (1969 год)Следует признать, что некоторые эксперименты, проводимые на животных, помогают ученым изобрести лекарства, которые в дальнейшем могут спасти десятки тысяч человеческих жизней. Однако некоторые исследования переходят все границы этики. Примером может служить эксперимент, призванный помочь ученым понять скорость и степень привыкания человека к наркотическим веществам. Эксперимент проводился на крысах и обезьянах, как на животных, наиболее близких к человеку по физиологии. Животных приучали самостоятельно впрыскивать себе дозу определенного наркотика: морфина, кокаина, кодеина, амфетаминов и т.д. Как только животные научились самостоятельно "колоться", экспериментаторы оставили им большое количество препаратов, предоставили животных самим себе и начали наблюдение. Животные настолько растерялись, что некоторые их них даже пытались бежать, причем, находясь под действием наркотиков, они калечились и не чувствовали боли. Обезьяны, принимавшие кокаин, начали страдать от конвульсий и галлюцинаций: несчастные животные вырывали себе фаланги пальцев. Обезьяны, "сидевшие" на амфетаминах, выдернули у себя всю шерсть. Животные-"наркоманы", предпочитавшие "коктейль" из кокаина и морфина, умирали в течение 2 недель после начала приема препаратов. Несмотря на то что целью эксперимента было понять и оценить степень воздействия наркотиков на организм человека с намерением дальнейшей разработки эффективного лечения наркозависимости, способы достижения результатов трудно назвать гуманными.
6. Эксперименты Лэндиса: спонтанные выражения лиц и подчиненность (1924 год)В 1924 году Карини Лэндис из университета Миннесоты начал изучать человеческую мимику. Эксперимент, затеянный ученым, должен был выявить общие закономерности работы групп лицевых мышц, отвечающих за выражение отдельных эмоциональных состояний, и найти мимику, типичную для страха, смущения или других эмоций (если считать типичной мимику, характерную для большинства людей). Испытуемыми стали его собственные студенты. Чтобы сделать мимику более отчетливой, он нарисовал на лицах испытуемых линии жженой пробкой, после чего предъявлял им нечто, способное вызвать сильные эмоции: заставлял их нюхать аммиак, слушать джаз, смотреть на порнографические картинки и засовывать руки в ведра с жабами. В момент выражения эмоций студентов фотографировали. И все бы ничего, но последнее испытание, которым Лэндис подверг студентов, вызвало кривотолки в самых широких кругах ученых-психологов. Лэндис просил каждого испытуемого отрезать голову белой крысе. Все участники эксперимента сначала отказывались это сделать, многие плакали и кричали, но впоследствии большинство из них согласились это сделать. Хуже всего было то, что большинство участников эксперимента, что называется, в жизни и мухи не обидели и совершенно не представляли, каким образом осуществлять приказ экспериментатора. В результате животным причинили немало мук. Последствия эксперимента оказались гораздо более важными, чем сам эксперимент. Никакой закономерности в выражении лица ученым обнаружить не удалось, однако психологи получили доказательство того, как легко люди готовы подчиниться авторитетам и сделать то, что в обычной жизненной ситуации не проделали бы.
5. Крошка Альберт (1920 год)Джон Уотсон, отец бихевиористского направления в психологии, занимался исследованиями природы страхов и фобий. Изучая эмоции младенцев, Уотсон, среди прочего, заинтересовался возможностью формирования реакции страха применительно к объектам, которые ранее страх не вызывали. Ученый проверил возможность формирования эмоциональной реакции боязни белой крысы у 9-месячного мальчика Альберта, который крысу совсем не боялся и даже любил с ней играть. В ходе эксперимента в течение двух месяцев младенцу-сироте из приюта показывали ручную белую крысу, белого кролика, вату, маску Санта-Клауса с бородой и т.д. Через два месяца ребенка посадили на коврик посередине комнаты и разрешили поиграть с крысой. Вначале ребенок совершенно не боялся крысы и спокойно играл с ней. Через некоторое время Уотсон начал ударять железным молотом по металлической пластине за спиной ребенка каждый раз, когда Альберт прикасался к крысе. После повторения ударов Альберт начал избегать контакта с крысой. Спустя неделю опыт повторили - в этот раз по полосе ударили пять раз, просто помещая крысу в колыбель. Младенец плакал уже лишь при виде белой крысы. Еще через пять дней Уотсон решил проверить, будет ли ребенок бояться похожих объектов. Ребенок боялся белого кролика, ваты, маски Санта-Клауса. Поскольку громких звуков при показе предметов ученый не издавал, Уотсон сделал вывод о переносе реакций страха. Уотсон предположил, что очень многие страхи, антипатии и тревожные состояния взрослых формируются еще в раннем детстве. К сожалению, Уотсону так и не удалось избавить малыша Альберта от его беспричинного страха, который закрепился на всю оставшуюся жизнь.
4. Приобретенная беспомощность (1966 год)В 1966 году психологи Марк Селигман и Стив Майер провели серию экспериментов на собаках. Животных поместили в клетки, предварительно разделив на три группы. Контрольную группу через какое-то время отпустили, не причинив никакого вреда, вторую группу животных подвергали повторяющимся ударам тока, которые можно было прекратить нажатием рычага изнутри, а животных их третьей группы подвергали внезапным ударам тока, которые никак нельзя было предотвратить. В результате у собак выработалась так называемая "приобретенная беспомощность" - реакция на неприятные раздражители, основанная на убежденности в беспомощности перед окружающим миром. Вскоре у животных начали появляться признаки клинической депрессии. Через некоторое время собак из третьей группы выпустили из клеток и посадили в открытые вольеры, из которых легко можно было убежать. Собак вновь подвергли воздействию электрического тока, однако ни одна из них даже не подумала о бегстве. Вместо этого они пассивно реагировали на боль, воспринимая ее как нечто неизбежное. Собаки усвоили для себя из предыдущего негативного опыта, что бегство невозможно и больше не предпринимали никаких попыток выскочить из клетки. Ученые предположили, что человеческая реакция на стресс во многом напоминает собачью: люди становятся беспомощными после нескольких неудач, следующих одна за другой. Неясно только, стоил ли такой, вобзем-то, банальный вывод страданий несчастных животных.
3. Эксперимент Милгрэма (1974 год)Эксперимент Стэнли Милгрэма из Йельского университета описан автором в книге "Подчинение авторитету: экспериментальное исследование". В опыте участвовал экспериментатор, испытуемый и актер, игравший роль другого испытуемого. В начале эксперимента между испытуемым и актером "по жребию" распределялись роли "учителя" и "ученика". В действительности испытуемому всегда доставалась роль "учителя", а нанятый актер всегда был "учеником". "Учителю" перед началом эксперимента объясняли, что цель опыта - якобы выявить новые методы запоминания информации. В реальности же экспериментатор исследовать поведение человека, получающего указания, расходящиеся с его внутренними поведенческими нормами, от авторитетного источника. "Ученика" привязывали к креслу, к которому был прикреплен электрошокер. Как "ученик", так и "учитель" получали "демонстрационный" удар током в 45 вольт. Дальше "учитель" уходил в другую комнату и должен был по громкой связи давать "ученику" простые задачи на запоминание. При каждой ошибке ученика испытуемый должен был нажимать на кнопку, и ученик получал удар током в 45 вольт. В действительности актер, игравший ученика, только делал вид, что получает удары током. Затем после каждой ошибки учитель должен был увеличивать напряжение на 15 вольт. В какой-то момент актер начинал требовать прекратить эксперимент. "Учитель" начинал сомневаться, а экспериментатор на это отвечал: "Эксперимент требует, чтобы вы продолжали. Продолжайте, пожалуйста". По мере увеличения напряжения актер разыгрывал все более сильный дискомфорт, затем сильную боль и наконец срывался на крик. Эксперимент продолжался до напряжения в 450 вольт. Если "учитель" колебался, экспериментатор заверял его, что берет на себя полную ответственность за эксперимент и за безопасность "ученика" и что эксперимент должен быть продолжен. Резу льтаты оказались шокирующими: 65% "учителей" дали разряд в 450 вольт, зная, что "ученик" испытывает страшную боль. Вопреки всем предварительным прогнозам экспериментаторов, большинство испытуемых подчинились указаниям руководившего экспериментом ученого и наказывали "ученика" электрошоком, причем в серии опытов из сорока испытуемых ни один не остановился до уровня 300 вольт, пятеро отказались подчиняться лишь после этого уровня, а 26 "учителей" из 40 дошли до конца шкалы. Критики заявили, что испытуемых гипнотизировал авторитет Йельского университета. В ответ на эту критику Милгрэм повторил эксперимент, сняв убогое помещение в городке Бриджпорте (штат Коннектикут) под вывеской "Исследовательская ассоциация Бриджпорта". Результаты качественно не изменились: 48% испытуемых согласились дойти до конца шкалы. В 2002 году сводные результаты всех схожих экспериментов показали, что до конца шкалы доходят от 61% до 66% "учителей", независимо от времени и места эксперимента. Выводы из эксперимента следовали самые пугающие: неизвестная темная сторона человеческой натуры склонна не только бездумно подчиняться авторитету и выполнять самые немыслимые указания, но и оправдывать собственное поведение полученным "приказом". Многие участники эксперимента испытывали чувство превосходства над "учеником" и, нажимая на кнопку, были уверены, что "ученик", неправильно ответивший на вопрос, получает по заслугам. В конечном итоге, результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.
2. "Источник отчаяния" (1960 год)Свои жестокие эксперименты Гарри Харлоу проводил на обезьянах. Исследуя вопрос социальной изоляции индивидуума и методов защиты от нее, Харлоу отбирал детеныша обезьяны у его матери и помещал в клетку в полном одиночестве, причем выбирал тех детенышей, у которых связь с матерью была наиболее крепкой. Обезьяна содержалась в клетке год, после чего ее отпускали. У большинства особей обнаруживались различные психические отклонения. Ученый сделал следующие выводы: даже счастливое детство не является защитой от депрессий. Результаты, мягко говоря, не впечатляют: подобный вывод можно было сделать и без проведения жестоких экспериментов над животными. Впрочем, движение в защиту прав животных началось именно после опубликования результатов этого эксперимента.
1. Мальчик, которого воспитали как девочку (1965 - 2004 годы)В 1965 году восьмимесячный младенец Брюс Реймер, родившийся в канадском Виннипеге, по совету врачей подвергся процедуре обрезания. Однако из-за ошибки хирурга, проводившего операцию, у мальчика были полностью поврежден пенис. Психолог Джон Мани из университета Джона Хопкинса в Балтиморе (США), к которому обратились за советом родители ребенка, посоветовал им "простой" выход из сложной ситуации: сменить пол ребенка и воспитать его как девочку, пока он не вырос и не начал испытывать комплексы по поводу своей мужской несостоятельности. Сказано - сделано: вскоре Брюс стал Брендой. Несчастные родители не догадывались, что их ребенок стал жертвой жестокого эксперимента: Джон Мани давно искал возможность доказать, что половая принадлежность обусловлена не природой, а воспитанием, и Брюс стал идеальным объектом наблюдения. Мальчику удалили яички, и затем на протяжении нескольких лет Мани публиковал в научных журналах отчеты о "успешном" развитии своего подопытного. "Совершенно ясно, что ребенок ведет себя как активная маленькая девочка и ее поведение разительно отличается от мальчишеского поведения ее брата-близнеца", - уверял ученый. Однако и родные дома, и учителя в школе отмечали у ребенка типичное мальчишеское поведение и смещенное восприятие. Хуже всего было то, что родители, скрывавшиеся от сына-дочери правду, испытывали сильнейший эмоциональный стресс. В результате мать испытывала суицидальные наклонности, отец стал алкоголиком, а брат-близнец постоянно пребывал в депрессии. Когда Брюс-Бренда достиг подросткового возраста, ему стали давать эстраген, чтобы стимулировать рост груди, а потом Мани стал настаивать на новой операции, в ходе которой Бренде должны были сформировать женские половые органы. Но тут Брюс-Бренда взбунтовался. Он наотрез отказался делать операцию и перестал приезжать на приемы к Мани. Одна за другой последовали три попытки самоубийства. Последняя из них окончилась для него комой, но он поправился и начал борьбу за возвращение к нормальному существованию - в качестве мужчины. Он сменил имя на Дэвид, остриг волосы и начал носить мужскую одежду. В 1997 году он прошел через серию реконструктивных операций, чтобы вернуть физические признаки пола. Он также женился на женщине и усыновил троих ее детей. Однако хеппи-энда не получилось: в мае 2004 года, после разрыва с женой, Дэвид Реймер покончил жизнь самоубийством в возрасте 38 лет.
Без заголовка
Ломаюсь. Вернее меня ломают, а я как всегда не очень активно сопротивляюсь этому, правда до поры, до времени. И варианта всегда только два: или "да" или "нет". Сейчас скорее всего, точнее уже почти, "да". В конце концов все изменения во мне к лучшему. Да и не так уж много людей даже пытались что-то изменить во мне, а точнее помочь ступить на нужную ступеньку. Иногда просто необходимо ломать в себе определенные барьеры - без них жить легче. Даже не так, просто русло жизни меняется. Мне нравится устраивать такие встряски... Только не часто - по мере надобности.
Странные приоритеты, увлечения и желания. Снова рушится система ценностей. Полчаса прижимания динамика мобильника к уху лучше, чем два часа "разговора по душам" дома (хотя какие сейчас здесь разговоры...?) - не со всеми и не всегда. Ломка помогает смотреть на все происходящее под другим углом. Учимся молчать о своих мыслях, ощущениях, предположениях; не лезть в драку, пусть всего лишь словесную. Невысказанное мнение не значит несуществующее - никаких претензий. И еще много разных совсем не маленьких мелочей. Спасибо!
А еще начинает прорастать зернышко уверенности в том, что я действительно красива и даже умна. Не верила, пока не услышала это от конкретных людей. Забавная все-таки штука - женская психология.
Странные приоритеты, увлечения и желания. Снова рушится система ценностей. Полчаса прижимания динамика мобильника к уху лучше, чем два часа "разговора по душам" дома (хотя какие сейчас здесь разговоры...?) - не со всеми и не всегда. Ломка помогает смотреть на все происходящее под другим углом. Учимся молчать о своих мыслях, ощущениях, предположениях; не лезть в драку, пусть всего лишь словесную. Невысказанное мнение не значит несуществующее - никаких претензий. И еще много разных совсем не маленьких мелочей. Спасибо!
А еще начинает прорастать зернышко уверенности в том, что я действительно красива и даже умна. Не верила, пока не услышала это от конкретных людей. Забавная все-таки штука - женская психология.
Буддистская философия, борьба с деструктивными мыслями и эмоциями.
В понедельник 23-го марта начинается цикл лекций Досточтимого Геше Тинлея об уме и способах его совершенствования. Буддистская философия, борьба с деструктивными мыслями и эмоциями, осмысление жизни. Этот цикл - хороший шанс познакомиться с философией и психологией буддизма. Расписание лекций: Понедельник, среда - 19:00 в период с 21 марта по 18 апреля 2009г. Лекции проходят в помещении Московского буддийского центра Ламы Цонкапы по адресу Москва, ул. Мытная, д. 23, корпус 1 (вход со двора) тел. (495) 237-65-79, 237-15-13 Трансляции в интернете http://rutube.ru/tv/buddha-23.html Подробности на buddha.ru или geshe.ru . Вход бесплатный, подношения на содержание Центра приветствуются.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)