суббота, 21 марта 2009 г.
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ ПО ГРУППОВОМУ ПСИХОАНАЛИЗУ
"Введение
в теорию и практику группового анализа"
Цели семинара:
-
участникам будет
предложен психоаналитический способ понимания бессознательных процессов в
группах,
-
им будет
предоставлена возможность исследовать аналитический подход к групповой
динамике, как на теоретических занятиях, так и через собственный опыт участия в
малых группах,
-
участники
приобретут собственный опыт участия в малых группаналитических группах.
На
семинар приглашаются практические психологи,
психотерапевты, психиатры, врачи, педагоги мединститутов, преподаватели
психологии и студенты старших курсов, все, интересующиеся работой с группами,
психоаналитическим пониманием человека и оказания ему помощи в затруднениях, с
которыми он сталкивается, через группу.
Условия
приема на семинар:
-
предварительное
интервью с одним из обучающих специалистов,
-
самостоятельная
работа с рекомендованной
литературой при подготовке к
семинарам,
-
предоплата и
отбор участников до 2 апреля.
Сроки проведения семинара-тренинга ...1 апреля 2009 г. - 30
июня 2011 г.
Стоимость участия:
-
только на теоретических занятиях и большой группе 7 тыс тенге (за каждый
интенсив)
-
полное начальное (теория + практика в
малой группе) (по договоренности)
Для
членов, кандидатов и аппликантов КНПА - скидка 10%.
Количество
участников в каждой малой группе: не более 12
человек
Обучающие специалисты:
1.Кудиярова
Анна Мергенбаевна - групповой аналитик, кандидат Международной
Психоаналитической Ассоциации (Алматы), кандидат педагогики - МГ 1.
2.Мусина
Гаухар Степановна - психиатр, групповой аналитик, аппликант Международной
Психоаналитической Ассоциации (Алматы) - МГ 2.
Программа семинара-тренинга (250
часов):
1.Опыт
самопознания (личная терапия) - 200 часов.
(Участники малых групп встречаются еженедельно на сдвоенных сессиях в течение
семинара.)
2.Теория - 40 часов
(4 часа на каждом интенсиве). (На групповых занятиях в Большой Группе и семинарах
предполагается
практическое освоение группаналитической теории.)
3.
Самостоятельная работа с
литературой - 10 часов. (На теоретических занятиях предполагается обсуждение литературы, которая будет разослана участникам после предоплаты.)
Содержание:
Семинар
исходит из того, что группаналитические принципы отличаются от других теорий
групповой работы. Модели групповой психотерапии. Психоаналитические модели
групповой психотерапии: терапия в группе, терапия группы, терапия посредством
группы. История группового анализа. Общая характеристика группового анализа.
Основные понятия группового анализа. Группаналитическая ситуация: структура,
процесс, содержание. Матрица. Коммуникация. Уровни коммуникации в группе.
Групповая ассоциация. Терапевтические группоспецифические факторы:
социализация, отзеркаливание, конденсация, резонанс. Перенос в группе. Ведущий:
а) как динамический администратор: границы группы (сеттинг), оценка (показания
к терапии) и отбор, состав и размер группы, начало, продолжительность, частота
и завершение работы, открытая, полуоткрытая и закрытая группы, малая и большая группы,
совмещение индивидуальной и групповой работы, совмещение фармакотерапии и
групповой работы; б) как групповой аналитик: интерпретация, фасилитация,
прояснение, конфронтация, нейтральность, абстиненция, анонимность.
Правила
для участников группы:
1) желательно говорить о своих переживаниях, мыслях, чувствах, фантазиях,возникающих во время работы в группе;2) желательно регулярное посещение группы, без опозданий и пропусков;3) желательно ни с кем (друзья, родные) не говорить по поводу происходящего в группе зарамками группы;4) желательно не встречаться участникам группы в период работыгруппы на вечеринках и т.п.5) желательно рассказать на группе, если такие обсуждения (п.3) или встречи(п.4) состоятся;6) желательно помнить: это разговорная группа (говорить, а не пить, не жевать, не молчать).
ВОПРОСЫ
- ОТВЕТЫ ПО ГРУППОВОМУ ПСИХОАНАЛИЗУ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Вопрос:
Что
такое групповой анализ?
Ответ: Групповой
анализ это форма аналитического исследования эмоциональной жизни человека в
условиях группы. Групповые аналитики полагают, что процесс анализирования
эффективен в смысле терапии эмоциональных сложностей, достижения большей
личностной свободы и личностного роста.
Вопрос:
В
каких ситуациях помогает групповой анализ?
Ответ:
К наиболее часто встречающимся
проблемам, хорошо поддающимся разрешению с помощью группового анализа,
относятся:
-
проблемы общения: неспособность к установлению близких отношений, трудности в
групповых ситуациях, специфические межличностные конфликты (например, между
супругами, родителем и ребенком), отсутствие доверия, чрезмерная зависимость,
чрезмерная самодостаточность;
-
эмоциональные проблемы: отсутствие осознания собственных чувств, неспособность
выражать такие чувства, как любовь или гнев, неумение управлять эмоциями
(например, когда человек легко выходит из себя, подвержен смене настроений или
постоянно сдерживает свои чувства);
-
проблемы, связанные с представлением о себе: низкая самооценка, отсутствие
четкого представления о своей идентичности;
-
симптоматические проблемы: тревожность, депрессия, соматизация, трудности в
учебе или работе, неумение эффективно справляться со стрессом, нарушение
сексуальных функций и т.д.
Т.о.,
групповой анализ может быть полезен как людям, заинтересованным в освобождении
от болезненных симптомов, так и в глубоких личностных изменениях.
Вопрос:
На
чем базируется групповой анализ?
Ответ:
Групповой анализ исходит из
представления, что человек является частью группы (семьи, рода, бригады,
класса, общества, нации) и может быть изолирован от нее лишь искусственно, как
рыба без воды. Нельзя быть индивидом без группы. Не возможно осознать себя как
личность, кроме как на фоне группы. Т.е., группа и индивидуум имеют смысл
только как дополняющие друг друга. Групповой анализ берет за основу группу как
целое, ставя при этом индивидуума в центр внимания. Жизнь, работа и отдых
человека проходят в разнообразных социальных группах. Любой человек с рождения
включается в разнообразные группы, которые неизбежно и глубоко воздействуют на
его природу. Каждый из нас несет в себе образы семьи и других групп из
прошлого. И наше восприятие и взаимоотношения в настоящий момент во многом
предопределены этими образами. И человек также вносит вклад в группы своими
собственными уникальными действиями и реакциями.
В
групповом анализе ведущая роль отводится коммуникации, как речевой, так и
невербальной. Любое событие в группе рассматривается как коммуникация, как
послание, сознательное или бессознательное. Чем меньше структурирована группа,
тем более личностные аспекты выходят на первый план. Отсутствие внешних целей
позволяет бессознательным процессам как группы, так и индивида выходить на
поверхность. Всем взаимодействиям в группе соответствуют параллельные процессы
в бессознательном. Ведущий группы способствует проявлению любых взаимодействий
в группе, тем самым, давая возможность проявляться всем бессознательным
процессам.
Для
группового анализа важно представление об индивидуальном, и коллективном
бессознательном.
Личностные
эмоциональные проблемы (как симптомы, так и невротические аспекты характера)
будут всегда проявлять себя в нарушении взаимоотношений в группе.
Процесс
коммуникации в группе двигает участников от обмена скрытыми непонятными
переживаниями, передаваемыми симптомами и паттернами невротического поведения,
к разделяемой, ясной, понятной коммуникации. Это приводит к большей свободе
участников, которую они могут
использовать как для творческого развития группы, так и для собственного роста
и изменения. Терапевту невозможно следовать за каждым человеком в отдельности в
одно и то же время, и, поэтому он фокусируется на области общего
взаимодействия, в которой проявляются бессознательные реакции всех участников.
Вопрос:
На чем фокусируется группанализ?
Ответ:
Главным
инструментом изменений является сама группа, а не ее ведущий, или техника.
Каждый
человек взаимодействует в группе привычным для него образом, тем самым,
демонстрируя свой внутренний мир. Групповой анализ фокусируется на
взаимодействиях внутри группы между всеми ее членами, включая ее ведущего. Взаимодействие
между отдельными членами группы, между отдельными членами группы и ведущим,
между отдельными членами группы и группой в целом, между группой и ведущим. В
результате спонтанного взаимодействия членов группы проявляются их
неосознаваемые желания и представления, сформировавшиеся в ходе развития
каждого.
Вопрос: Какова позиция и задачи ведущего группы?
Ответ: Активность
и позиция группового аналитика в первую очередь проявляется в том, что он
сначала организует взаимодействие в группе, а затем способствует его развитию.
Ведущий не определяет направление и скорость движения группы. В начале он
наблюдает, что происходит. Затем предлагает гипотезы о причинах происходящего.
В рамках такой ситуации имеется возможность исследовать во всех деталях специфику
складывающихся отношений в группе. Эти отношения являются одновременно и
внутрипсихическими, и межличностными, и групповыми. Выбор одной из трех
областей исследования определяется ее значимостью в настоящий момент.
Основная задача ведущего состоит в создании
определенного климата, а не в том, чтобы быть главным источником изменений, т.е.,
в создании условий, позволяющих заниматься анализом, позволяющих человеку
расцвести в свободном от страха пространстве. Роль ведущего в создании таких
отношений, когда каждый может свободно выражать себя и размышлять о причинах
своего поведения, увеличивая свое самосознание, своду выбора и ответственность
за себя.
Установить и поддерживать условия, необходимые для
самостоятельной работы группы. Задача ведущего установить и поддерживать
условия, необходимые для того, чтобы группа делала свои собственные открытия.
Групповая ситуация как нельзя лучше позволяет отдать должное отдельному
человеку. Люди в группе как японские скомканные, неопределенные бумажные
цветки, чья красота остается скрытой, пока они не "расцветут" в воде.
Вопрос: Как организована работа группового
аналитика?
Ответ: Перед
началом группы ведущий проводит с каждым участником 2-3 индивидуальные встречи,
на которых уточняется состояние человека, его возможности использовать группу
для лучшего понимания самого себя, объясняются особенности работы в группе.
Группа, обычно из 9-12 человек,
регулярно встречается с ведущим в одни и те же дни, в одно и то же время, обычно
на 1,5 часа в одном и том же месте. Наиболее распространены терапевтические
группы, открытые для новых участников. Новый участник вводится вместо человека,
закончившего терапию или вынужденного покинуть группу по социальным
причинам. Обычная длительность
таких групп не меньше года, но может быть неограниченной с постепенной сменой
своего состава.
Группа комплектуется таким образом, чтобы участники не
контактировали тесно друг с другом в обычной жизни. В период терапии члены
группы не должны устанавливать друг с другом какие-либо личные отношения. В
случае встреч участников вне группы, важно сообщать об этом на группе. Следует
предупреждать ведущего в случае невозможности участвовать в очередной встрече
группы, также как заранее извещать группу о своем намерении закончить. Все
происходящее в группе является конфиденциальным. Встречи ориентированы на
спонтанное установление отношений участников друг с другом и ведущим и
исследование этого взаимного общения и не предполагают никаких заданных тем.
В обществе принято ценить такие качества, как
здоровье, эффективность, ответственность, пунктуальность, готовность отдавать
людям, открытость, доверие, умение учиться, честолюбие и т.д. В группе важно,
чтобы эти ценности не доминировали. Важно позволить себе чувствовать себя
плохо, почувствовать нетерпение, одиночество, зависимость, безвременье (забыть
о времени, не задаваться вопросом о том, что будет дальше, как при
влюбленности), не заботиться о том, чтобы быть эффективным, ощутить свои
границы, понять, где кончается я и начинается другой человек. Не столько обучаться,
сколько быть в группе. Важно общаться, но не требуется "раздеваться" перед
другими. В ГА нет цели быстро открыться. Атмосфера группы позволяет постепенно
создавать доверие. Само групповое взаимодействие обладает терапевтическим
потенциалом не зависимо от его осознания.
Группа
представляет собой пространство, в котором человек может получить обратную
связь относительно своего поведения в группе. Также может наблюдать за тем, что
говорят и делают другие, и что происходит вслед за этим. Позволяет понять
отношение членов группы друг к другу, к группе в целом и к самому себе.
Здесь он может опробовать новые способы поведения.
Группа предоставляет широкое поле для экспериментирования в отношениях, что
приводит к появлению новых решений старых проблем и выражается в некоторых
изменениях поведения. Группа усиливает и развивает способность человека к
самоисследованию Группа позволяет человеку узнать, что он ищет в жизни и что
ограничивает его развитие и препятствует успеху, увидеть, что его затруднения
не уникальны, и получить поддержку других членов группы. Группа контейнирует,
когда участник говорит о чем-то, о чем говорить невозможно и тем самым
позволяет сделать непереносимое переносимым, невыразимое выражаемым,
непредставимое представляемым. Группа дает возможность пережить чувство
принадлежности к группе, принимающей различия участников, свободу
индивидуального выражения. Происходит открытие и освобождение собственного
потенциала, собственных сил,
собственной инициативы каждого участника. Группаналитическую группу можно
сравнить с зеркальной комнатой, где все участники понимают, что не только
воспринимают других членов группы, но и видят какие-то аспекты самих себя,
отраженные в других.
Предварительное собеседование и отбор участников
обязательны!
Центр
Психоанализа,
Алматы,
Мамыр-4-200 Б (по Саина, ниже Шаляпина)
Контактные
телефоны:
Гульжан
ханым - 255-68-57, 702-213-9660.
Хорлан
ханым - 279-77-35, 777-2222-655.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий