вторник, 20 января 2009 г.

Юрьев день

В дополнение к рейтингу российского кино 2008 (http://mariannah.livejournal.com/555916.html) посмотрел таки Юрьев день для полноты картины, хотя изначально не хотелось - как то после "Изображая жертву" не верилось в К. Серебренникова (замечательного театрального и сериального режиссера) как в режиссера кино. В целом фильм скорее понравился, чем не понравился, хотя какие-то моменты очень сильно режут глаз: когда режиссер создает довольно целостную как сейчас любят выражаться атмосферу (в смысле среду) под Сокурова, атмосферу которую можно назвать "самогон с димедролом" и вдруг эта среда разрывается гэгами, более уместными в мультипликации Уолта Диснея. Но, собственно, интересна не сколько художественная составляющая фильма, сколько то, что в совокупности с другими фильмами-2008 "Юрьев день" выявляет некоторые общие тематические тренды. Во большинстве фильмов (в этом смысле показателен и Морфий Балабанова) звучит тема провинции и тема разрушения медицинской системы. Вообще тема провинции всегда разрабатывалась в документальном кино, но, поскольку документальное кино снимается совершенно не для того, чтобы его смотрели, то это можно как бы и не принимать в расчет. Художественное кино, в котором демонстрировались иные стандарты жизни и здоровья, чем гламурные, но ничуть не хуже (впрочем и не лучше) практически у нас отсутствовало. Общество настолько заворожено идеей, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, что фильм, утверждающий обратное, был бы просто незаметен для общества (как незаметна документалистика), а стало быть не могло бы существовать в качестве дорогостоящего объекта. И вдруг снимаются и даже становятся предметами обсуждения фильмы про, как говорится, дауншифтеров (хотя тут никакого даун нет, как, впрочем, нет и какого-либо восхождения к Богу). Просто изображаются люди, которые живут не сообразуясь с завышенными стандартами постмодерна, даже без мобильных телефонов и без интернета, и при этом чувствуют себя вполне удовлетворенными и здоровыми (несмотря на то, что медицинской системы нет, а врачи переквалифицировались в травников и шаманов). Таких людей в социологии, работающей с западными штампами, называют "низшим классом", людьми, живущими за гранью бедности, и согласно этим стереотипам, низший класс является источником социальной нестабильности, ведь он недоволен своим положением, поэтому нужно что то с ним делать, повышать его благосостояние. В "Юрьевом дне" или в "Диком поле" класс, который более уместно зазывать "базовым", а не низшим, вполне доволен своим положением. Зрителю, а он живет как раз в Москве, а не в провинции, понять довольно нелегко, поэтому вводится фигура медиатора -- столичного жителя, который перемещается в провинцию и принимает существующие там стандарты жизни. Этот медиатор совершенно выдуман, едва ли существует хоть одна оперная певица с мировой известностью, которая стала бы уборщицей в Юрьеве. Итак, фильму присуждается почетное шестое место. Бонус фильма -- участие в нем наших френдов:)

Комментариев нет:

Отправить комментарий