вторник, 16 февраля 2010 г.

Зарубежное кино. Часть1 - скандинавский кинематограф

В предыдущей заметке я писала про понравившиеся мне русские фильмы. Список, конечно, далеко не полный, все за один раз вспомнить не удалось, значит, получилось написать про самые яркие фильмы (с субъективной точки зрения, конечно).

Русский кинематограф мне намного ближе, милее и понятней. Ведь для того, чтобы осознать авторскую задумку и вполне насладиться фильмом, нужно быть интрегрированным в определенный культурный контекст, из которого и черпает свои идеи автор. У каждого народа сложились некоторые неповторимые художественные приемы и даже юмор у многих народов разный. Американец не станет радостно подхихикивать, видя сцену распития водки, а нам как-то невдомек, почему они ржут, как кони, при виде того, как в кого-то запустили тортом. Я уже не говорю про различные культурные аллюзии (намеки на события, личности, произведения искусства), пародирование других кинофильмов и прочее. Ведь если мы не знакомы с первоисточником, с объектом пародии - мы не сможем понять фильм.

Одно время я увлеклась скандинавским кинематографом (помимо Бергмана и Ларса фон Триера). Открыла для себя таких режиссеров, как Рой Андерссон ("Песни со второго этажа", "Ты, живущий"), Йенс Льен ("Неуместный человек"), Лукас Мудиссон ("Покажи мне любовь", "Лиля навсегда"). Кстати в фильме "Лиля навсегда" участвовали российские актеры, а главную роль сыграла Оксана Акиньшина. 

"Неуместный человек" - очень неоднозначный фильм-притча про поиски счастья. Его можно рассматривать как сатиру на современное социально защищенное и ни к чему больше не стремящееся общество потребителей.

"Лиля навсегда" - пронзительно трогательный фильм про 16-летнюю девушку из неблагополучной семьи.

Сейчас качаю "Город отмороженных" и "Адамовы яблоки".

Как ни странно, все скандинавские фильмы, которые мне удалось найти в сети, довольно мрачны и пессимистичны, несмотря на высокий уровень жизни скандинавов и все их социальные выгоды. Даже комедии у них напоминают нашу чернуху: слепой тащит за собой запутавшуюся в поводке таксу, на убитого тут же на остановке гражданина никто не обращает внимания, торговец, не продавший декоративные деревянные распятия, везет их на свалку и сбрасывает в кучу. Думаю, что виной всему мерзкий скандинавский климат. Если бы я все время жила как еж в тумане, а температура окружающего мира не поднималась выше 15 градусов, я б тоже сошла с ума. Кстати, сегодняшняя зима очень напоминает тамошний климат, и я не зря завела тему именно про Скандинавию. Смотреть такие фильмы лучше всего именно в эту погоду.

Все фильмы сняты в неспешном, очень характерном для северных жителей медленном невозмутимом темпе и в потрясающих серых красках (похлеще цвета наших бетонных домов). Никаких тортов в морду, ни единого намека на суету. Такое ощущение, что ты во сне попал на другую планету, где даже закон притяжения действует намного сильнее, и не можешь сделать шага. Несмотря на всю свою непривычность и серые краски, фильмы затягивают настолько, что даже забываешь выйти на традиционный перекур. Однако любителям экшена в кинематографе такие фильмы смотреть не рекомендую.

Зато очень рекомендую ознакомиться с творчеством Ларса фон Триера. Мои самые любимые фильмы этого режиссера - "Танцующая в темноте" (в главной роли снялась Бьёрк), "Догвилль","Мандерлей","Рассекая волны", "Антихрист". Фильмы не слишком легки для восприятия, художественные приемы непривычны и провокационны, зато к тем глубоко философским проблемам, которые затрагиваются там, вы будете мысленно возвращаться не один раз. "Антихрист" противопоказан людям с неустойчивой психикой. Я бы сравнила этот фильм с каким-то сумасшедшим блюдом, состоящим из приторного зефира с острым перцем, приправленным горчицей и маринованными огурцами. Слабый желудок точно будет нуждаться в дежурном тазике...

Бергман - это общепризнанная классика. Думаю, говорить о нем много не стоит - и так уже все написано. Любителям экшена вряд ли будет интересно. Остальным - рекомендую любой его фильм (список см. в Википедии).

Фильмы исландских режиссеров ("101 Рейкьявик" и "Ангелы вселенной") как-то меня не очень впечатлили. Но это сугубо субъективное мнение.

К сожалению, все, что я назвала - это только маааленькая вершина айсберга. Большинство скандинавских фильмов до сих пор не переведены на русский язык. 

Ну и в завершение статьи опубликую список шведских лауреатов премии Оскар:

1944 г. - Ингрид Бергман - за лучшую женскую роль в к/фильме "Газовый свет";

1948 г. - "Люди в городе" - за лучший короткомеражнмй документальный фильм (режиссер Арне Суксдорфф);

1951 г. - "Кон-Тики" - за лучший документальный фильм (продюсер Улле Нурдемар);

1954 г. - Грета Гарбо - специальный приз;

1956 г. - Ингрид Бергман - за лучшую женскую роль в к/фильме "Анастасия";

1960 г. - "Источник" - за лучший иностранный фильм (режиссер Ингмар Бергман);

1961 г. - "Как в зеркале" - за лучший иностранный фильм (режиссер Ингмар Бергман);

1970 г. - Ингмар Бергман - Премия имени Ирвина Талберга:

1973 г. - Свен Нюквист - за лучшую работу оператора в к/фильме "Шепоты и крик";

1974 г. - Ингрид Бергман - за лучшую женскую роль второго плана в к/фильме "Убийство в Восточном экспрессе";

1983 г. - Анна Асп - за лучшую работу художника-постановщика в к/фильме "Фанни и Александр";

1983 г. - "Фанни и Александр" - за лучший иностранный фильм (режиссер Ингмар Бергман);

1983 г. - Марик Вое - за лучшую работу по костюмам в к/фильме "Фанни и Александр";

1983 г. - Свен Нюквист - за лучшую работу оператора в к/фильме "Фанни и Александр";

1988 г. - "Пелле-завоеватель" - за лучший иностранный фильм (режиссер - Билле Аугуст);

1995 г. - Пер Халльберг - за лучшую работу звукорежисссра в к/фильме "Храброе сердце".





Комментировать

Комментариев нет:

Отправить комментарий