Дебютный фильм. Что можно ждать от него, если известно, что он вышел много лет назад и с тех пор его режиссер успел снять несколько знаковых для своего времени работ и дважды номинироваться на «Оскар»? Наверное того же, что привык ожидать, тем более, что художественный язык редко когда кардинально меняется. Тем удивительнее, что дебютный фильм автора ироничного «Аптечного ковбоя», предельно отчаянного «Личного штата Айдахо» и тупиковых «Последних дней», «Джерри» и «Слона», оказывается чуть ли не самым светлым и оптимистичным из всех, когда-либо им снятых.
С одной стороны, все очень просто. Есть Уолт, владелец маленького магазинчика в Портленде, живущий по принципу «работа-дом-работа». Есть Джонни и Роберто, молоденькие мальчики-мексиканцы, нелегальные эмигранты, которых заботит лишь то, как найти себе крышу над головой, да не попасться на глаза местной полиции. Уолту нравится Джонни. Джонни нравится этим пользоваться. Роберто, в принципе, тоже. Однажды Роберто по глупости оказывается на улице, и ему банально некуда пойти, кроме как к Уолту.
С другой. эта история, постепенно переходящая из комедии в трагедию, могла бы оставить тяжелейший осадок очень надолго, если бы не тот самый владелец магазинчика, относящийся к числу тех редких людей, которые освещают все вокруг себя, только заходя в комнату. Он попадает в одну дурацкую ситуацию за другой, но на следующий день ведет себя так, будто ничего не произошло. Развод на деньги, разбитая машина, исчезновение Джонни, смерть Роберто, оскорбление, вырезанное на двери - всего лишь эпизоды, пусть даже и крайне неприятные, но они остаются в прошлом, и на будущее никак не влияют.
В конце концов, есть то, что для Уолта на порядок важнее - например, разношерстные посетители его магазинчика, или просто колоритные личности, проходящие мимо по улице, или черная собака, лежащая на мостовой, или облака, плывущие по небу, на которое так здорово смотреть, запрокинув голову. Из этого состоит его жизнь, такая, как она есть, с черными и белыми полосами, и к концу фильма чувствуешь, что начинаешь любить жизнь так же, как любит ее Уолт.
Сложно сказать, в чем здесь дело. Возможно, в том, что визуально фильм напоминал серию оживших идеально снятых черно-белых фотографий. Возможно в отсутствии нагнетания трагизма там, где это нагнетание было бы оправдано, и. отсутствии какого-либо нагнетания вообще. Просто, когда этот фильм заканчивается, хочется выйти на улицу, посмотреть на небо, запрокинув голову, и понять, что жизнь, какой бы она не была - все же отличная штука. А все неприятности, вне зависимости от их серьезности, имеют обыкновение заканчиваться. Как и плохие сны.
суббота, 3 октября 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий