четверг, 4 марта 2010 г.

Everything and Nothing

Сам по себе он был никто; за лицом (не схожим с другими даже на

скверных портретах эпохи) и несчетными, призрачными, бессвязными словами

крылся лишь холод, сон снящийся никому. Сначала ему казалось, будто все

другие такие же, но замешательство приятеля, с которым он попробовал

заговорить об этой пустоте, убедило его в ошибке и раз и навсегда заставило

уяснить себе, что нельзя отличаться от прочих. Он думал найти исцеление в

книгах, для чего - по свидетельству современника - слегка подучился латыни и

еще меньше - греческому; поздней он решил, что достигнет цели, исполнив

простейший обряд человеческого общежития, и в долгий июньский день принял

посвящение в объятиях Анны Хэтуэй.

Двадцати с чем-то лет он прибыл в Лондон. Помимо воли он уже наловчился

представлять из себя кого-то, дабы не выдать, что он - никто; в Лондоне ему

встретилось ремесло, для которого он был создан, ремесло актера, выходящего

на подмостки изображать другого перед собранием людей, готовых изображать,

словно они и впрямь считают его другим. Труд гистриона принес ему ни с чем

ни сравнимую радость, быть может первую в жизни; но звучал последний стих,

убирали со сцены последний труп - и его снова переполнял отвратительный вкус

нереальности. Он переставал быть Феррексом или Тамерланом и опять делался

никем. От скуки он взялся выдумывать других героев и другие страшные

истории. И вот, пока его тело исполняло в кабаках и борделях Лондона то, что

положено телу, обитавшая в нем душа была Цезарем, глухим к предостережениям

авгуров, Джульеттой, проклинающей жаворонка, и Макбетом, беседующим на

пустыре с ведьмами, они же - богини судьбы. Никто на свете не бывал

столькими людьми, как этот человек, сумевший, подобно египетскому Протею,

исчерпать все образы реальности. Порой, в закоулках того или иного сюжета,

он оставлял роковое признание, уверенный, что его не обнаружат; так, Ричард

проговаривается, что он актер, играющий множество ролей, Яго роняет

странные слова - "я - это не я". Глубинное тождество жизни, сна и

представления вдохновило его на тирады, позднее ставшие знаменитыми.

Двадцать лет он провел, управляя своими сновидениями, но однажды утром

почувствовал отвращение и ужас быть всеми этими королями, погибающими от

мечей, и несчастными влюбленными, которые встречаются, расстаются и умирают

с благозвучными репликами. В тот же день он продал театр, а через неделю был

в родном городке, где снова нашел реку и деревья своего детства и уже не

сравнивал их с теми, другими, в украшениях мифологических намеков и

латинских имен, которые славила его муза. Но здесь тоже требовалось кем-то

быть, и он стал удалившимся от дел предпринимателем, имеющим некоторое

состояние и занятым теперь лишь ссудами, тяжбами и скромными процентами с

оборота. В этом амплуа он продиктовал известное нам сухое завещание, из

которого обдуманно вытравлены всякие следы пафоса и литературности.

Лондонские друзья изредка навещали его уединение, и перед ними он играл

прежнюю роль поэта.

История добавляет, что накануне или после смерти он предстал перед

Господом и обратился к нему со словами: "Я, бывший всуе столькими людьми,

хочу стать одним - собой". И глас Творца сказал ему из бури: "Я тоже не я; я

выдумал этот мир, как ты свои созданья, Шекспир мой, и один из призраков

моего сна - ты, подобный мне, который суть все и никто". (с)Хорхе Луис Борхес

Комментариев нет:

Отправить комментарий