воскресенье, 31 мая 2009 г.

Трумен Капоте "Хладнокровное убийство"



Как мы должны относиться к убийце? Вопрос казалось бы риторический. Но.  После книги Трумена Капоте он является едва ли не заглавным. Казалось бы, мы давным-давно знаем, что редко встречается в нашей жизни  черное и белое. Если бы все так было просто в нашем неоднозначном мире! И привыкнув к этому пониманию, мы определяем грань - что мы готовы простить, а что нет. И убийство в первую категорию входит крайне редко. Трумен Капоте не принадлежал к таким людям. Не говоря об этом прямо, он так описал образ главного героя, что в конце книги читатель готов простить ему даже убийство.  Если не простить, то хотя бы понять.

 Есть ли оправдание таким людям? Можно ли оправдать насилие насилием? Трудное детство, стрессы, психологические травмы, побои и многое другое, что взращивает монстров. Точнее сказать моральных калек.  Эти люди живут с нами рядом. Они не патологические убийцы. Они могут просто страдать комплексом неполноценности, или не доверять окружающим, не верить в любовь. Не уметь любить.

     "Многие люди могли бы померяться своими слезливыми историями с этим ублюдком. В том числе я сам. Может, я и много пью, но будь я проклят, если когда-нибудь хладнокровно убивал людей." 

     В самом деле, каждый может рассказать длинную историю своих проблем. У кого их не было. Но, наверное, мы сильные? Раз не сломались. Раз можем подавить в себе гнев, раз не очерствели эмоционально и готовы давать и брать взамен.

     Почему на зло нужно отвечать злом? История наказаний строится на силовых методах. Отрубить руку, ногу, отрезать язык, избить плетью/кнутом/розгами, повесить, линчевать, обезглавить, отравить. Не мы ли сами утвердили в жизни миллионы лет назад принцип - сила понимает только силу? Откуда это взялось? Какие животные инстинкты просыпаются в нас? И почему мы удивляемся, что сотни лет физического уничтожения не искоренили насилие? Странно-то как!

     Возможно ли добиться искупления вины? Что нужно сделать, чтобы заслужить прощение? "Извините меня" - останется просто словами? Любой может сказать. Привычка. Обмануть легче всего.

     А в религию в данном случае, я простите, не верю.

     Можно ли (и нужно ли) учитывать, что психология у людей настолько разная, что есть люди не вызывающие жалости, а есть такие, которые заслуживают второго шанса? Но ведь если шанс дан одному, почему не дать другому? Ведь так. Несправедливо. Получается, что необходимо всех ровнять под один закон, под одну норму. Невозможно все судебное законодательство обратить в   сплошные прецеденты. И, о! какое поле деятельности для крючкотворов-адвокатов. Получается невозможно что-то исправить?

     Как много вопросов возникает в голове после прочтения этой книги. Главный для меня - это оправдана ли смертная казнь? Чем тогда суд отличается от самого убийцы? Для меня ни чем. Потому что я не понимаю "правильных" и "неправильных", "нужных" и "бессмысленных" убийств. Убийство, как его не рассматривай по определению не нужное и бессмысленное.

    Я действительно глотала слезы, когда читала о смертном приговоре главному герою. Симпатии автора настолько крепко связали меня с фигурой Перри, что все остальные уже не имеют значение. И как это бывает с близкими тебе людьми, ты не замечаешь уже его недостатков, ты видишь только достоинства. Вопреки, а не за что.

    Потрясающая книга. Просто замечательная. Талантливая и .. Нет у меня подходящих слов. Да и эти звучат слишком высокопарно.  Просто она настолько глубоко проникает внутрь. Можно сказать(пусть и звучит пафосно), что Перри Смит сделал 15 ноября 1959 года не четыре выстрела, а больше. И один из них попал в меня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий