вторник, 17 марта 2009 г.

Re: Австралия

Вторая рецензия для семинара по ОТДЖ

Австралия

Год 2008

Премьера в России Февраль 2009

Режиссер Баз Лурман

Жанр Драма, приключения, вестерн, венный

В главных ролях Ши Адамс, Николь Кидман, Хью Джекман, Рэй Баррет

_Действие фильма происходит в Австралии в 20 веке во время Второй мировой войны. Рассказывает историю маленький мальчик Налла, метис, сын аборигенки и лицемерного европейского предпринимателя (главный отрицательный герой). На ферму Faraway Downs приезжает аристократка из Англии (леди-Босс с слов Налла), вознамерившись вернуть задержавшегося на материке мужа, но находит на месте его хладный труп. Ей ничего не остается, как вернуться домой, выгодно продав стадо на снабжение военных и землю. Этому мешает тот же авантюрист-предприниматель, идя по головам к созданию монополии своей животноводческой фермы на поставки правительству. Леди-Босс в реализации ее плана помогает гуртовщик Drover. К этой мешанине добавим дедушку Нала - шамана и японские бомбардировщики.

_Начну с единственной интересной детали. Что естественно, леди-Босс и Drover влюбляются друг в друга, вместе с Нала они образуют настоящую семью. Фактор бесплодности героини Кидман заставляет аристократку полюбить чужого ей мальчика как собственного сына - и вуаля!, мы получаем историю становления семьи во всей ее хронологии, причем нас не заставляют смотреть на ползающего пупса, а показывают только самые важные моменты: любовь, появление ребенка, его отделение от родительского гнезда в поисках собственного счастья.

_Теперь о главном. Чтобы разобраться в задумке База нужно сделать три вещи: вспомнить о его австралийском происхождении, перечитать краткое содержание "Волшебника в стране Оз" и выделить в фильме планы и сюжетные составляющие - завязка, кульминации, развязка.

_Начнем с первого плана - здесь разворачивается история семьи, как я уже сказала. Причем каждый из героев отождествляется с персонажем "Волшебника": леди-Босс с безголовым Пугалом (если использовать производное от "мозги" то получится слишком грубое определение для Николь), Drover с Железным Дровосеком, а Нала с Дороти. При этом ради смеха можно провести вполне следующие логике База параллели, типа: ферма Faraway Downs и волшебные туфельки, авантюрист-предприниматель и злая ведьма. Соответственно в фильме несколько развязок, позволяющих Кидман приобрести разум (ей открывают глаза на аферу со скотом), Джекману найти сердце (он наконец-то понимает, что нет ничего прекрасней дома, где ждет любимая), а Адамсу вернуться домой (Нала уходит с дедушкой кочевать).

_Времени и благоприятных моментов для демонстрации первоклассной игры актерам дано предостаточно - почти три часа. То есть со стороны Кидман и Джекмана эта работа была некой попыткой, встав на цыпочках на табуретке, дотянуться до верхней полки, где стоит Оскар. Может быть, поэтому их не остановили ни недоработки сценария, ни маленькие гонорары.

_Второй план - это окружающая героев обстановка. Пейзажи и масштабность происходящего на втором плане полностью перебивают внимание зрителя. Сумасшедших размеров каньон, полутора тысячное стадо, несущееся навстречу, костер шамана на самой вершине высоченного холма, бомбежка японцев - все это такое большое, яркое, громкое, что создается впечатление "портрета на горе": на картинке гора во весь рост и маленькая черная точка на ее снежной поверхности, на которую указывает фотолюбитель со словами "это я тут". Эти же события и становятся мотивирующими эволюцию персонажей, поэтому опять-таки теряется психология игры актеров. Древние греки выкручивались из такой ситуации единственным способом: героями их эпосов становились выдающиеся люди, чьи подвиги они были сопоставимы с масштабами физической карты Земли. То есть Баз сотворил некоторое кино-Возрождение? В пользу этого предположения и то, что лента изобилует штампами (ну или "канонами" по меркам средневекового человека): ковбой-"крокодил Данди"-Джекман, пощечина кнутом от Кидман, поцелуй под дождем. Перечислять до конца не стану, чтобы зрителям было чем заняться в кинотеатре.

_Наконец, вспомним о происхождении База для двух предположений. Первое - Баз стремился создать красивую эпопею в честь своей исторической Родины, по всем канонам.

_Второе - Базу было близко понятие "украденного поколения". Для европейца мотив Lost Generation гораздо реалистичнее, а легенда о метисах в какой-то далекой Австралии похожа на сказку. К этому надо добавить лейтмотив "Волшебника из страны Оз" и мистические песни дедушки-шамана и Налла. На выходе получаем самый настоящий античный эпос, хромающий на одну ногу (герои не того масштаба), зато с волшебством.

Комментариев нет:

Отправить комментарий