Андрей Перла пишет: "..меня спросил бы кто, я бы ответил, что нету никакой оттепели, что это - фантом, который бродит туда-сюда в некоторых умных головах, вне всякой связи с реальностью - потому как все, что можно сегодня, отнюдь не было никем запрещено и раньше...
Граждане, товарищи и благородные доны! Кто чует оттепель и что именно Вы чуете? Отзовитесь".
Он прав и неправ. Во-первых, не "стала оттепель", а перед этим "был заморозок". Перед выборами, когда набирала силу риторика чуть ли не 30-х годов. А во-вторых и в главных, все эти заморозки и оттепели существуют в головах. Но от этого они не менее реальны!
К концу ХХ века власть почти во всех странах освоила один нехитрый прием, как добиться позитивного отношения к себе от любого рядового гражданина. Не надо, как у Стругацких, включать Башни; не надо, как в недавней советской реальности, направлять в мозги огромные потоки пропаганды "жить не для себя, а для строя". Достаточно сделать одну вещь. Простого обывателя легко убедить хоть в чем, если это "что-то" (1) задвинуть на периферию системы ценностей и жизненных приоритетов, (2) сделать приятным, щекочущим самолюбие и (3) не заставляющим ничем жертвовать, не ограничивающим удовлетворение более актуальных повседневных желаний. И человек уже сам не будет об этом думать и сомневаться, бунтовать, брать вилы в руки... Конечно, и любить преданно этот строй не будет, и умирать за него не пойдет, но... кому его любовь и смерть нужны? Лишь бы налоги платил и ходил на избирательный участок. А его права и свободы можно совершенно спокойно и с приличным, демократическим видом украсть.
Так вот именно этот прием очень эффективно применялся в начале эпохи "путинского ренессанса". Приятная гламурная ностальгия по СССР, возможность вкусно тратить и потреблять, формальное представление о том, что страна у нас великая, то есть мы не хуже всяких американцев и европейцев (ну а кому ж хочется быть хуже-то?!), а по сути аполитичность - вот основной мотив тех годов.
А к выборам "преемника" песенка на время сменилась. Переломная дата активизировала дремлющие у людей в "генетической памяти" советские методы воздействия (причем смысла и пользы от этого я не вижу, может, просветит кто здесь). Сменилась не реальная обстановка - сменилась риторика. Причем изменился ровно один нюанс: грядущие выборы, величие страны и прочее подобное с привычного им на периферии личных приоритетов места попытались переместить на первое, как и было в советской пропаганде. Выражаясь языком психологии, периферийную и маловажную прежде идентичность "гражданин России/подданный президента" постарались передвинуть на первое место. И почувствовалось именно это! Оч-чень больненько почувствовалось, кто читал мой ЖЖ за то время - помнит.
А потом Медведева выбрали, ну и схлынуло. Опять потеплело.
вторник, 31 марта 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий