25.01.2009 в 14:24Пишет Paiper _:
Моя статья и психологии подростка и его мировоззрении в период полового созревания.
Кризис подросткового возраста. Так я назвала свою работу по сессии в академии и сегодняшнюю статью в Дневнике.
Подростковый возраст - это период, когда бурно физическое развитие и психологические изменения, смена сферы своей деятельности и изменение социальных требований. В этот период особое значение имеет организация и оказание психолого-социальной помощи подростками в целях профилактики и коррекции эффектов отклоняющегося поведения.
Один из важнейших моментов в развитии личности подростка - формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. Этому предшествует период, когда объектом глубокого интереса и познания становится другой человек, его внутренний мир, поведение, способности. Развитие характеризуется более или менее устойчивыми психическими особенностями, которые сложились, а также новыми качествами личности и деятельности, которые впервые появляются в данном возрасте. Эти новые качественные изменения в структуре личности, в поведении, в деятельности ребенка Л.С. Выготский назвал психическими новообразованиями возраста. При обучении старших подростков необходимо опираться на специфику раннего юношеского возраста, чтобы обеспечить подростку полноценный переход на новую ступень.
Это нередко ведет к мучительным переживаниям подростка обусловленным тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от уровня большинства сверстников. Следствием таких переживаний может быть снижение самооценки. Подростку испытывающему множество резких физических и физиологических изменений связанных с половым созреванием, вообще бывает нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего "Я", что в свою очередь, порождает множество личностных проблем.
В период пубертата могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических (а иногда и соматических) заболеваний или значительным затруднением процесса формирования личности. "Переходный
Возраст", - писал Л.С.Выгоцкий, - предъявляет совокупность условий, в высшей степени благоприятствующих как внешним травматическим воздействиям, так и обострению и проявлению внутренних конституционных задатков и предрасположений, которые до того находились в латентном состоянии".
Подсчеты специалистов говорят, например, о том, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3-4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни. В последние два десятилетия психические расстройства в этом возрасте cтали настолько актуальной проблемой, что в психиатрии возникла новая субспециальность - подростковая психиатрия. Рост числа психических расстройств у подростков (среди них наиболее распространены психопатии, переходящие психопатоподобные нарушения поведения, шизофрения, а также неврозы), связывают с одной стороны с начавшейся в 60-е годы акселерацией развития, в последнее время правда, замедлившей темп, а с другой стороны, с бурным социально-экономическими сдвигами, сопровождающимися резкой ломкой привычного уклада жизни, вызванной урбанизацией, миграцией населения, значительными изменениями идеологических, мировоззренческих и прочих стереотипов.
Важно подчеркнуть, что даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст настолько богат конфликтами, что некоторые исследователи склонны рассматривать его как сплошной затянувшийся конфликт, как нормальную патологию.
Все исследователи подростковой психологии сходятся в признания того огромного значения, которое имеет для подростка общение со сверстниками во многом определяющее все остальные стороны его жизнедеятельности. Для них чрезвычайно важно не только быть вместе со сверстниками, но главное занимать положение среди них, удовлетворяющее их потребность в общении. Для одних это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию
лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае является ведущим мотивом в поведении детей средних классов.
Как показывают психологические исследования и опыт работы психологических консультаций, именно неумение, невозможность добиться желаемого положения в среде сверстников чаще всего является причиной неуспеваемости, недисциплинированности и даже правонарушений подростков. Необходимо подчеркнуть следующее обстоятельство, важное в контексте работы практического психолога: тот факт, что в основе школьной и семейной дезадаптации лежит нарушение отношений со сверстниками, как правило, не осознается и не понимается ни родителями, ни самим подростком, либо же нарушение общения со сверстниками видится в ряду других нарушений и также не расценивается как источник и причина. Конечно,
в реальной жизни причины возможных нарушений в поведении подростка, особенностях его эмоциональных, личностных проявлений могут быть весьма различными, однако, в первую очередь психологу полезно проанализировать и "отработать" именно версию "общения со сверстниками", причем максимально конкретно: какие отношения со сверстниками были у ребенка раньше, что изменилось, удовлетворяют ли его эти отношения, на что он претендует в коллективе сверстников.
Субъективная значимость для подростка сферы его общения со сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости взрослыми, особенно учителями.
В то время, как для подростка переживания по поводу общения со сверстниками оказываются наиболее значимыми, наиболее типичными, учителя, полагают, что в центре переживаний подростков оказываются переживания по поводу общения с учителями, а родители считают, что подростки больше всего переживают сложность в общении с родителями.
блинн... и это ещё не всё... это лишь краткое содержание
URL записи
Удивительно, что некая Филичева Кира написала чуть раньше точно такую же статью.
www.sensus-ego.ru/clientinfo/podrostki.html
четверг, 12 марта 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий