суббота, 27 июня 2009 г.

разные мысли об этике старого и нового русского бизнеса. часть 1

Недавно, по просьбе приятельницы, завернула на сайты с советами по организации какого-нибудь небольшого дела. Практически все в один голос рекомендуют начинать с перестройки собственной психологии. Что ж, с этим я спорить не буду. На одном сайте задержалась взглядом на разделе психология бизнеса. Пока мне попадались сентенции типа

1)"...большинство людей не хотят успеха по одной простой причине: для того, чтобы добиться успеха - нужно что-то делать. Нужно что-то менять в своей жизни. А большинству людей делать этого ой как не хочется..."

или

2)"Если вы считаете, что вас окружают грубые и неблагодарные люди, то ваше подсознание будет привлекать в вашу жизнь именно таких людей. Но стоит на протяжении всего нескольких дней проникнуться идеей того, что вокруг полно искренних и доброжелательных людей, как вы станете встречать их по всюду, а все невежи просто исчезнут из вашей жизни."

я соглашалась. Но вот следующие разглагольствования на тему как мы мешаем своему успеху заставили меня возмутиться

3)"Когда я захожу в супермаркет, я с грустью наблюдаю, как кассиры монотонно подносят сотни продуктов к устройству, считывающему штрих-коды. И так же монотонно складывают их в пакеты, озвучивая окончательную сумму. А ведь большинство из этих кассиров окончили школу, многие из этих кассиров учились в вузах - и вот теперь они выполняют рутинную работу, которую под силу выполнить обезьяне или металлическому роботу. В своей жизни они не видят ничего кроме продуктов, покупаемых другими людьми. И так день за днём, год за годом. Вся жизнь этих людей состоит из перекладывания чужих продуктов и пересчёта чужих денег. Такая жизнь (если данное существование можно назвать жизнью) - удел всех наёмных работников."

4)"владелец бизнеса в любой момент может передать дела своему заместителю или управляющему и улететь в путешествие или на отдых. Чего не может сделать простой работяга. Бизнесмен в любой момент может купить любую понравившуюся вещь. Простой работник - никогда. Дети бизнесмена не будут знать отказа ни в чём и вырастут полноценными и успешными людьми. Дети рядового работника постоянно испытывают трудности и лишения, а образ жизни родителей закрывает им путь к жизненному успеху."

Лентяями, бесполезными пустыми потребителями вырастут дети бизнесмена с такой психологией. Что мы, впрочем и наблюдаем в среде детей нашей "бизнес-элиты"....И взгляните ещё на пару псевдоироничных советов, котрыми бросается автор

5)"Вспомните круг людей, с которыми Вы ежедневно общаетесь. Коллеги по работе, родственники, знакомые. Как много среди них богатых людей? Ни одного? Продолжайте общаться с ними дальше, чтобы всегда быть бедным. Разговаривайте с ними на излюбленные ими темы, о том, что жизнь трудна, что денег не хватает, что в правительстве взяточники и казнокрады и о тому подобной чепухе. А общения с богатыми людьми - избегайте! Вам не о чем с ними говорить."

6)"Только бедный человек экономит на мелочах и всё делает сам, вместо того, чтобы нанять электрика, ремонтника или домохозяйку. У богатого человека другой уровень потребностей, в который, кстати, входят расходы на обслуживающий персонал. У бизнесмена и домохозяйки рабочий час оплачивается по-разному. Если Вы сами себе стираете бельё - то Вы продаёте своё время по расценкам домохозяйки. Богатый человек ценит своё время и не тратит его на выполнение рутины, которую способен выполнить неквалифицированный работник. Вы хотите возразить, что у Вас нет денег на домработницу? Так найдите их, заработайте! Пусть наличие домработницы войдёт в число Ваших базовых потребностей."

Мне активно не симпатична личность, которая вырисовывается в результате следования таким, с позволения сказать, советам. Этакий самодовольный хохяйчик, презирающий трудящихся на него людей...По моему, именно такие типы изуродовали лицо нашего теперешнего бизнеса...А ведь человеческое лицо у русского бизнеса было! Я интересуюсь историей, особенно историей нашей страны, и могу с уверенностью это утверждать. К сожалению, в результате революционного переворота, мы потеряли то, что когда-то имели. Но теперь то мы можем и, мне кажется, должны восстановить! Принципы жизни, ведения дела у русских купцов и промышленников заслуживают гораздо более пристального внимания, чем пресловутые американские. Судите сами. К 18 веку в купеческой среде сформировался устойчивый образ "идеального купца". И это отнюдь не внушаемый в советское время эксплуататор-самодур. В качестве непременного результата его деятельности должно было быть не только личное обогащение, но и общественная польза. Например, в записке "О российской торговле", адресованной в 1798 г. президенту Коммерц-коллегии, истинным купечеством признаётся только такое, которое, "обогащаясь, богатило государство". Остальные лишь "барышники, которые хотя часто обогащаются, но государственной пользы от их обогащения не происходит".

А теперь перечислю некоторые знания и умения, которыми должен был обладать купец по версии авторов ряда купеческих наставлений 18 века:

-знание товаров, искусство торговли и навыка купеческой бухгалтерии.

- знания арифметики, каллиграфии, нумизматики, мер и весов, коммерческой географии, торгового права, коммерческого языка, клеймения товаров, купеческой тайнописи, европейских языков.

-"полезные вспомогательные науки", как то: коммерческая политика, история коммерции, геральдика, естественная история.

-для расширения общего кругозора и развития эрудиции купцам рекомендовались "частое разсуждение" о купеческих делах, путешествия в чужие края, чтение газет и "ведомостей публичных"

-заботиться не только о своих собственных выгодах, но быть и гражданином и человеком. Ведь в руках купца лежит судьба многих и на него со временем неизбежно лягут "многия служебные обязанности, на которые он должен смотреть не как человек посторонний, а как исполнитель и как доверенный общества".

В купеческой среде получило распространение мнение, что Бог дал богатство в пользование и потребует по нему отчета. Предприниматель воспринимал себя как "Божьего доверенного по управлению собственностью". Конечно, купечество не было однородным и идеализировать всех не следует. Но процент тех, кто отвечал этому принципу был невероятно велик. Поэтому практически в каждом старом российском городе или селе до сих пор используются больницы, театры, странноприимные дома, библиотеки, музеи, галереи и церкви, построенные по инициативе и на средства купцов и промышленников. Между прочим, в среде дворян и помещиков таких деятелей практически не наблюдалось. Естественно, среди купцов были и обманщики-мошенники. Но вот интересная деталь. И сегодня все понимают ярко негативный смысл распространённого выражения стереть в порошок А ведь это факт из купеческого делопроизводства:

имена должников и суммы долга купцы обычно записывали мелом на притолоке, а если по истечении оговоренного срока должник не объявлялся, то. долг прощали (...яко же и мы оставляем должникам нашим...), а надпись "стирали в порошок". Но таким образом в меловой порошок стирались и деловая репутация не возвратившего долг и его репутация в обществе. Ни один купец в России больше не имел дела с тем, кого стёрли. Быть "стертым" очень боялись. И ещё замечу. Из многих, например литературных, источников известно понятие "купеческого слова". Его знали даже за границей и устный сговор с русским купцом был надёжнее письменного договора со своим соотечественником (продолжение следует. .)

Комментариев нет:

Отправить комментарий