Прежде чем говорить о собственно женских ролях в играх по Средневековью, в частности, по Востоку, я хотела бы кратко изложить мое видение ситуации, в которой в это время происходит действие игр. В частности, нашей игры - «Великая Степь и Святая Земля» (Подмосковье, июль 2009 г.)
ПРОСВЕЩЕННЫЙ ИСЛАМ
Мусульманство и мусульманские традиции появляются, соответственно, в 7 в. И непрерывно развиваются вплоть до века 13-го. На этом этапе молодая исламская религия очень прогрессивна.
Я хочу просто перечислить, чего в мусульманстве ЕЩЕ НЕТ:
- нет ДЖИХАДА, понимаемого как священной войны против неверных. На этом этапе ислам очень терпим к представителям других конфессий.
- нет воинствующего НЕВЕЖЕСТВА. В мусульманских центрах науки - а такими были практически все крупные города Востока - семимильными шагами развиваются науки от астрономии до медицины. В этих университетах-меджлисах - женщины учатся наравне с мужчинами. На Западе еще и представить невозможно врача-женщину - на Востоке даже женщина-хирург обычное явление. Женщина имеет право быть знатоком Хадисов и толковать Коран (в нашем мире мы называем таких женщин юристами J ).
- нет ПАРАНДЖИ и того угнетения женщин, которое она олицетворяет. Накаб - кисейный платок, который заслоняет нижнюю часть лица - есть, но его предназначение чисто утилитарное - он защищает рот и нос от пыли и песка и носится не постоянно, а лишь в случае необходимости. Женщина не заперта в гареме и на женской половине дома - она имеет право наследовать состояние, иметь собственное дело, отправляться в путешествия. Да, обычно в сопровождении мужчины. Но, положа руку на сердце, девушки, скажите, даже в просвещенном 21 веке, какого пола спутника вы выберете для прогулок по лесу? А? То-то и оно. А дороги между средневековыми городами были очень небезопасны. Разного рода лихие люди встречались на них. Опять же, положа руку на сердце, как милые барышни в наше время делают шоппинг - по одной или в компании? Средневековые восточные женщины тоже предпочитали ходить в лавки и на базар не в одиночестве, а за компанию с подругой или родственницей.
Вот примерно таков краткий обзор положения женщины и ее возможностей в средневековом восточном обществе.
ВОСТОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ: ПРИЧИНЫ
Женская красота во все века помогает женщине получить то, что она хочет.
Мужчины на Востоке прячут женщин под чадрой не только потому, что они сами сексуально активны и постоянно желают женщин. Нет, дело еще и в том, что сами женщины, не будучи скованными определенными правилами, тоже поддаются искушению.
Тому немало примеров в литературе. Описание взаимоотношений между полами в обществе просвещенного ислама напоминает, скорее, Кама-Сутру, чем монастырский устав. Подчеркиваю - речь идет о сказаниях, описывающих период примерно с 7 по 13 в. Позднее, к сожалению, с общим утяжелением законов ислама, угнетение женщин становится нормой во всех областях жизни.
И вот только тогда нормой становятся высказывания: «Исламская одежда женщины должна максимально скрыть физическую привлекательность женщины, укрыть ее от посторонних взглядов, препятствовать чувственному возбуждению лиц противоположного пола, позволить женщине свободно и безопасно чувствовать себя на улице, в общественных местах, так как шариатская одежда, хиджаб служат ее надежной защитой, протекцией, данной ей Всевышним. В этом единодушны все богословы и теологи, исламские ученые и рядовые мусульмане.»
В мужском мире - патриархальном, маскулинном мире, где тон задают мужчины - проще установить для женщины ряд ограничений, которые сильно затрудняют, а то и делают невозможным ее сексуальную активность. Отсюда требования соблюдать приличия: не ходить одной, а только в сопровождении мужчины-родственника или другой женщины, не давая мужчине ни повода ни шанса почувствовать женщину как сексуальный объект. Эти требования появляются в исламе довольно рано.
Появление в Исламе регламентации женской одежды и одновременно правил поведения в общественных местах порождены инцидентом, связанным с исчезновением Аиши во время военной экспедиции мусульман против племени Бану Мусталик, которое подняло оружие против Мухаммада. Именно эта история послужила основой для четких предписаний в одежде, правилах поведения, социальной этики сначала для жен Пророка, первых мусульманок, а потом и всех женщин общины. Эта история настолько живописна и так ярко показывает обычаи и атмосферу в раннеисламской общине, что заслуживает того, чтобы привести ее полностью.
Как правило, Пророк брал в военные походы одну из своих жен, на которую падал жребий. В экспедиции против Бану Мусталик участвовала Аиша. Она сопровождала отряд на носилках, завешенных тентами, которые помещались на спине верблюда. Случилось так, что Аиша, потерявшая несколько ценных бусин из своего ожерелья, отстала от всех. Поскольку палатка, где она находилась, была покрыта тентом, носильщики унесли ее, думая, что она находится в ней. Всю ночь Аиша провела в пустыне, надеясь, что ее отсутствие обнаружат и вернутся за ней. Только утром молодой воин Сафван нашел ее, посадил на верблюда и привел в лагерь. Все это дало повод для сплетен недоброжелателей.
Назревал скандал, в котором могла быть замешана жена Пророка. Аиша ничего не могла сделать и лишь затворилась в своем жилище, не принимая пищу, проливая горькие слезы. Пророк, сильно опечаленный сложившейся ситуацией, обратился к Али, своему любимому племяннику, за советом. Но тот сказал, что такова обычная житейская ситуация, которая разрешится сама собой с течением времени. И в этот момент Мухаммаду ниспосылается сура «ан-Нур» («Свет»), в которой специально даются разъяснения о доказательстве прелюбодеяния, о лжесвидетельстве и наказаниях за оба жестоких проступка. Аиша была реабилитирована самим Всевышним, что всегда служило предметом ее особой гордости, так как большинство жен Пророка не удостоились такой чести.
Для того чтобы этот инцидент никогда не повторялся, а жены Пророка и все правоверные женщины были всегда вне подозрений, в суре «ан-Нур» дается подробное разъяснение требований Аллаха к женскому одеянию, которое заслуживает того, чтобы привести его полностью: «И скажи верующим женщинам, что они должны опускать взоры и сохранять чистоту, что они не должны показывать свои украшения, кроме тех, что обычно видны, что они должны покрывать свое тело и не показывать красоту никому, кроме своих мужей, своих отцов, отцов своих мужей, своих сыновей, сыновей своих мужей, своих братьев и сыновей своих братьев или женщин своих [т.е. служанок - прим. авт.], а также своих рабов, мужчин, свободных от желаний [т.е. евнухов - прим. авт.], маленьких мальчиков, которые еще не различают аврата женщин; и что женщины не должны притоптывать ногами так, чтобы не привлекать внимания к нательным украшениям [к их звону - прим. авт.]. О, верующие, обратитесь к Аллаху в надежде на успех» (24:30-31).
Цитаты: «Под покрывалом»
Автор: Гульнар Балтанова, доктор философских наук
Материал опубликован в журнале «Минарет», N3 (10), 2006. www.sovetulemov.ru
Обратите внимание - никакого требования обязательного ношения паранджи нет и быть не может. Не показывайте украшения, «кроме тех, что обычно видны» - ну да, пирсинг в пупке смотрится вызывающе. Но не только в рамках мусульманской культуры. «Сохранять чистоту», «покрывать тело» - никаких из ряда вон выходящих рекомендаций.
Ограничения позволяют обеим полам не выходить за рамки, и, в конечном итоге - жить спокойнее, а не расхлебывать последствия необдуманных приключений.
Но мы немного отошли от темы. Отношение к женщине, как к желанному и запретному плоду, который, к тому же, есть не у каждого мужчины, и которого можно и нужно добиваться - на играх такого целостного отношения добиться сложно. Но раз уж мы не можем пользоваться таким мощным инструментом, как секс с мужчиной, не грех пользоваться, по крайней мере, доступными нам флиртом, очарованием, обаянием - словом, тем самым сексуальным обещанием, которое зачастую действеннее собственно полового акта. (Иначе не существовало бы такой распространенной ситуации, как секс по телефону при наличии доступной, но «давно известной» жены).
Исходя из этого, мне кажется правильным, если мужчины будут окружены этим туманом обаяния, атмосферой, которую жалко терять - что все красивые женщины сосредоточены в этой локации, и есть что защищать.
Другим - есть что завоевывать и присоединять к уже существующему.
(Дополнение по итогам семинара на ВолКе, где впервые был прочитан этот текст. Большинство присутствующих единодушно сошлись на том, что подобного рода атмосфера в локации достигается путем доигрового знакомства игроков, во-первых, и отыгрыша родственных отношений, во-вторых).
Женское обаяние позволяет отыгрывать так мало поддающуюся отыгрышу практику как добывание «через постель» каких-то секретов.
Примечание для мастеров. Очень полезно на игре, проанализировав систему запретов, сделать их неукоснительно соблюдаемыми, чтобы их нарушение влекло за собой вполне конкретные неприятности. Например: невозможно приличной женщине путешествовать без спутника. Не могут женщины ходить поодиночке, только парами. Любая, кто нарушает запреты, провоцирует насилие в отношении себя. Причем не только за пределами города, но и в его стенах. (В Дамаске, например, расквартировано целое подразделение мамлюков).
КОНКРЕТНЫЕ РОЛИ
Теперь рассмотрим структуру общества в средневековом восточном городе и подумаем, какие именно женские роли в нем возможны.
Совершенно очевидно деление на три большие группы. Первая - статусные роли богатые и знатные. Вторая - средняя социальная прослойка. Третья - так называемые «низы общества».
В отличие от современного мира, это деление не напрямую завязано на количество денег у персонажа. В султанской казне может отсутствовать наличность, или визирь, скажем, может быть забывчивым скупердяем и не давать жене денег «на булавки» - тем не менее роль жены султана или визиря - очень высокий статус.
Персонажи первой группы достаточно малочисленны. Кроме жен, у султанов и визирей есть матери и дочери, а также другие родственницы. Все они - лица с большими возможностями, главное, правильно их реализовать. Все они могут играть как за своих покровителей, так и против них. Помимо собственно интриг с персонажами из других локаций, есть возможность поддерживать игру внутри локации, в частности, разгрузив и без того занятого мужа, взять на себя прием и развлечение посетителей. Или, скажем, вести собственную игру, с собственными просителями: одно дело, когда некое действие султана просит совершить чужой человек, и совсем другое - собственная мать, скажем.
Персонажи второй группы - самый многочисленный и разнообразный контингент. Женщина может быть врачом, ученым, купцом, владелицей какого-то дела - от каравана до парфюмерной лавки. Женщина может служить кому-то из перворазрядных персонажей - и при этом обычно пользоваться бОльшей свободой передвижения по городу и вне его, чем обитатели женских половин во дворцах. Женщина может быть ученицей ремесленника, аптекаря или студенткой меджлиса. Множество приложений для женщины имеет религия.
Также можно быть женой, матерью, дочерью или другой родственницей мужских персонажей второго уровня.
Игра на втором уровне столь разнообразна, что я затрудняюсь с ее описанием. Боевка? Ну, допустим, одна-две воительницы всегда найдутся - но ведь большинство девушек не столько хотят «побиться», сколько «потусоваться» с армией на марше. А для этого всегда можно выбрать роли маркитантки, или, если в игре присутствует отыгрыш вьючных и ездовых животных - владелицы табуна, скажем. Словом, интендантство любого уровня. Всегда требуются санитарки и тому подобные «медицинские» персонажи. Вообще, медицина и религия как стандартные области приложения сил женских персонажей, я думаю, не требуют особого разъяснения.
Экономика? Как я уже сказала, женщина может как сама участвовать в торговле, так и владеть доходным делом. Сюда можно отнести, например, владение караван-сараем, доходным домом, гостиницей. Конечно же, чайханы, кофейни, «веселые дома развлечений» и доходные дома - места для тайных свиданий. Аптеки, парфюмерные и ювелирные лавки.
Персонажи третьей группы пользуются обычно наибольшей свободой передвижения, но при этом - наименьшими возможностями влиять на события игры. Это цыгане, танцовщицы, девочки из борделя, нищенки, странствующие монашки и пр. Их положение в игре напоминает обычно знаменитый анекдот про неуловимого Джо. Впрочем, и из этого правила есть исключения - если внешне неприметная роль на самом деле лишь «прикрытие» для шпионажа и других тайных миссий.
И в заключение хочу процитировать притчу арабского писателя 13 в. Абу-ль-Фараджа: «Один мудрец сказал царице: «Попроси царя сделать для меня то-то и то-то». Царица ответила: «Попроси царя сам, пусть он исполнит твою просьбу». Мудрец сказал: «Нет, моя госпожа, когда верхние ветви деревьев гнутся под тяжестью фруктов, но их не достать, лучше ухватиться за ветви пониже и пригнуть их. Тогда можно будет сорвать их». Этим он дал понять, что от женщины многое зависит.
МОТИВАЦИИ И ИХ ОПАСНОСТИ
При выборе роли на конкретной игре я бы рекомендовала следующую последовательность действий: четко понять, чего ты хочешь от игры - какие события на ней заставят тебя сказать, что «игра удалась» - и только после этого, изучив список ролей, заявляться на ту или иную роль.
Мотивов может быть великое множество: «хочу посмотреть жизнь в разных локациях», «хочу совершить действие, которое коренным образом повлияет на сюжет», «хочу, чтобы все меня защищали и вообще носились как с писаной торбой», «хочу быть в центре внимания», «хочу быть всем нужной»... И зачастую они вступают между собой в противоречие. И, кстати, как обычно в нашем диалектическом мире, на каждый плюс определенного положения в обществе найдется свой минус.
«Хочу посмотреть жизнь в разных локациях» - воин подчиняется приказу, и его могут быстро убить; нищенки мало кому интересны.
«Хочу совершить действие, которое коренным образом повлияет на сюжет» - предугадать такое действие не всегда возможно - есть вероятность всю игру проболтаться в позиции «неуловимого Джо». А высокое социальное положение не только дает какие-то преимущества, но и накладывает ряд обязанностей. От банальной стоимости прикида - до невозможности отлучиться из своей локации. Я уж не говорю о возможности спокойно поесть J И, кстати, действия, влияющие на сюжет, очень часто совершают не короли и военачальники, а «серые кардиналы» и отдельные герои.
«Хочу, чтобы все меня защищали и вообще носились как с писаной торбой» - раз есть от кого защищать, значит, есть и враги. Которые не гнушаются ни отравлением, ни кулуаркой. И вот тщательно придуманный персонаж, надев белый хайратник, отправляется в мертвятник в конце первого дня игры. Или всю игру скучает в каком-то тайном месте, где его никто не найдет... просто потому, что никто туда не дойдет J
«Хочу быть в центре внимания» - прекрасный мотив. По вечерам в борделе всегда аншлаг. А вот чтобы быть в центре внимания днем, надо просто брать на себя ответственность за происходящее. Но и цена ошибки возрастает многократно. Равно как и горечь упреков - в случае провала высказанных и невысказанных теми, кто на тебя надеялся.
«Хочу быть всем нужной». О сне и еде можно забыть. И все равно - нельзя дать всем все, ибо «всех много, а всего мало». Если всем нужен - то перед всеми и виноват.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мораль сей басни такова: на мой взгляд, не существует ни миров, ни эпох, которые в ролевых играх являются стопроцентно «мужскими» или «женскими». Разруха, как известно, не в сортирах, а в головах. Интересную роль можно подобрать практически на любой игре, главное, подойти к этому выбору с умом.
Томка Инь, мастер по Дамаску игры «Великая Степь и Святая Земля».
Опубликовано в журнале по РИ «Мое королевство» N 34, март 2009 г.
пятница, 25 сентября 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий