пятница, 19 июня 2009 г.

hindsight bias

Я тут недавно просила помощи в проведение эксперимента. Теперь готова поделиться результатами.

В психологии существует явление под названием hindsight bias. После того как что-то происходит, человек говорит "я так и знал!". Например, я так и знал что Биби победит на выборах, я так и знал что доллар упадет/подскочит, я так и знал, что ничего хорошего не выйдет из беседы и с ней и т.д. и т.п. При этом если человека спросить до самого события, скажем, кто победит на выборах он ответит что 50 на 50.

В этом эксперименте Вы получили 100 виртуальных шекелей и могли либо забрать себе все виртуальные деньги, либо переслать любую сумму партнеру по эксперименту. Партнер был либо немцем либо израильтянином. Сумма которую получал партнер утраивалась и он мог в благодарность вернуть Вам часть денег, а мог и не вернуть. На этом эксперимент заканчивался. Потом был розыгрыш двух пар и их "виртуальные деньги" превратились в реальные. До получения виртуальных денег Вы написали сколько денег ожидаете получить от партнера, а после еще раз ответили на вопрос "сколько же на самом деле ожидали от него получить". Разница между ответами на оба вопроса и была эффектом "я так и знал".

Результаты:

Во первых, в среднем немцам послали больше денег чем израильтянам. Это может значить, что мы доверяем немцам больше чем "нашим". Это довольно известный эффект: В США (там проводилось исследование) китайцы считают китайцев наибольшими обманщиками, русские русских, израильтяне израильтян, итальянцы итальянцев и т.п. Хотя на самом деле нет ни какой разницы - в экспериментах практически все национальности обманывают примерно одинакового.

Во вторых, и женщины и мужчины посылали примерно одинаковую сумму партнеру, НО мужчины ожидали получить на 30% (!) больше денег обратно чем женщины. Это напоминает мне происходящее на профессиональных интервью - мужчины с теме же данными ожидают получить бОльшаю зарплату.

В третьих, эффект "я знал" был больше в отношение немцев, чем в отношение израильтян. Что тоже логично - стереотипы сильнее в отношение далеких, чем ближних.

В четвертых, эффект "я знал" был больше в отрицательной ситуации (человек получил меньше виртуальных денег чем ожидал) чем в положительной ситуации (человек получил больше виртуальных денег чем ожидал). Это тоже логично. Мы чаще говорим "я знал что он меня подставит!", а не "я знал что на него можно положиться".

В пятых, на сумму посланную немцу повлияли два фактора: то насколько человек считает что немцам можно доверять и то насколько он заботится об имидже израильтян. Причем, забота об имидже израильтян повлияла больше.

Вот так

Комментариев нет:

Отправить комментарий